Стоит ли дарить новогодние подарки боссам, коллегам, подчиненным или бизнес-партнерам? "Деньги" выяснили, какие презенты ценятся более всего, какую выгоду они могут принести карьере дарителя и в какую "копеечку" обходятся подарочки.
В одной из международных компаний, работающих в Украине, существует правило: если партнер этой конторы презентовал одному из сотрудников компании подарок стоимостью свыше $50, то руководство фирмы может расценить это как взятку (весьма распространенная схема в американском чиновничьем аппарате. -- Ред.). Следовательно, работник, который принял такой ценный дар, считается взяточником. А за взяточничество там наказывают! Вплоть до увольнения.
Безусловно, западные "подарочные" правила намного жестче, нежели украинские. Но все же… Что лучше дарить коллеге, подчиненному, начальнику или бизнес-партнеру? Так, чтобы никто из них, с одной стороны, не расценил это как подхалимаж или взяточничество. С другой -- не обиделся из-за отсутствия внимания. С третьей -- чтобы эти подарки положительно сказались на карьере.
На долгую память
Менеджер по работе с клиентами креативного агентства Adell Young & Rubicam Юлиана Барташ считает, что "привязываться" к подаркам как к способу продвижения по карьерной лестнице не стоит. "Гораздо важнее строить партнерские отношения в течение года, а не надеяться на "новогоднее чудо", которое вдруг вернет благосклонность босса, благодаря одной в меру дорогой бутылке коньяка", -- уверяет она.
В то же время, по мнению директора по развитию сети магазинов "ТенДенс" Ларисы Зозули, важность новогодних даров не стоит недооценивать. "Презент, который понравился больше всего, и человека, который его преподнес, помнят около 60% людей", -- уточняет она. А разве плохо для карьеры "спеца", чтобы его запомнили таким образом?
Правда, чтобы отличиться, придется немало потрудиться. Новогодние дары сотрудника, который имеет "карьерные виды", должны быть интересными, запоминающимися и одновременно не иметь прямого намека на что-либо. "Деловой презент призван соответствовать торжественности момента и правилам этикета. Он не должен быть ни дорогим, ни дешевым. Хорошо, если он будет одновременно и приятным, и полезным", -- считает пресс-секретарь администрации ОАО "Банк БИГ Энергия" Виктория Рудешко.
По карману, по зубам
Решить подарочное уравнение, в котором всего две известные величины -- финансовые возможности и мера уважения к начальству, коллегам, бизнес-партнерам, -- задачка не из легких. Ведь все, кому предназначаются презенты, должны остаться довольны.
По мнению Виктории Рудешко, подарки для сотрудников однозначно не должны быть слишком обременительными для бюджета.
Учитывать ценовые рамки новогодних подарков рекомендует и директор по работе с клиентами рекламного агентства THINK! McCann Erickson Антон Жорин: "По правилам бизнес-этикета презенты, которые делаются "лично от себя", не должны быть дорогими. Иначе в неудобном положении окажутся обе стороны". На Новый год не зазорно дарить что-то недорогое и чисто символическое. Главное, чтобы всем хватило."
По подсчетам опрошенных нами экспертов, в преддверии новогодних праздников офисному работнику приходится дарить около 15 новогодних сувениров. Каждый из презентов стоит от $2 до $10. "Если позволяет доход, то ценовые пределы этих подарков расширяются от $5 до $30", -- говорит Лариса Зозуля.
Даже при весьма умеренных подсчетах на эти цели придется выделить около $30--150.
В подарочных отношениях между коллегами с различным заработком тон должен задавать тот, у кого доход ниже. "Стоимость подарка руководителя подчиненному может составлять до 5% заработной платы последнего", -- отмечает г-жа Зозуля.
Всего же сумма, потраченная на деловые новогодние презенты (боссу, коллегам, подчиненным), не должна превышать 15% месячного дохода дарителя, уверяли опрошенные.
На подарки бизнес-партнерам придется выложить по $30--50 (это уже из бюджета фирмы. -- Ред.). Безусловно, подарок может быть и дороже (например, если "топ" одной конторы дарит "как бы личный" подарок "топу" дружественной конторы). Правда, желательно, чтобы его стоимость "не перевалила" за $400--500.
Сколько бы ни стоили подарки, ими следует запастись немного заранее. Ведь в канун новогодних праздников многие магазины грешат повышением цен на свою продукцию. "Лучше всего приобретать сувениры "по случаю", например, во время зарубежных поездок", -- считает Антон Жорин.
Дарители "со стажем" также рекомендуют покупать больше подарков, чем нужно. Дескать, в ящике рабочего стола обязательно должна быть припасена какая-нибудь праздничная мишура, безделица, которую можно подарить в ответ на чье-то неожиданное поздравление.
В яблочко!
"Безусловно, общаясь с людьми каждый день, мы уже знаем их пристрастия и вкусы. Но дарить индивидуальные подарки стоит лишь наиболее значимым людям, -- рассуждает Виктория Рудешко. -- Для остальных подойдут небольшие стильные сувениры для украшения рабочего стола, канцелярские принадлежности и многое другое".
Юлиана Барташ уверена, что коллеги обрадуются различным новогодним безделушкам: открыткам, Санта Клаусам, снеговикам, снежинкам и елочкам. Они поднимут настроение и создадут атмосферу праздника в преддверии Нового года.
При выборе подарков для коллег Лариса Зозуля рекомендует делать ставку на оригинальность. К примеру, на обычные чашки нанести портреты (или шаржи) своих сослуживцев. "Сейчас стало модно дарить все для отдыха и спорта. Среди "хитов" -- наборы для пикника, кабинетные гольф и казино, ракетки для настольного тенниса и бадминтона и так далее", -- добавляет она.
А вот начальнику вряд ли подойдет чашка с его карикатурой. Вообще, в выборе подарка для начальства есть несколько правил. Во-первых, подарок для шефа должен быть коллективным. Индивидуальный презент он может расценить как подхалимаж. Исключением могут быть поздравительные открытки или подарки в стиле hand made (сделанные своими руками), которые карьерист преподнесет не только боссу, но и всему коллективу. Во-вторых, подарок руководителю должен быть максимально связан с работой. Например, напоминать начальнику об успехах компании и радостных моментах в жизни коллектива. Удачным выходом из ситуации будет создание сотрудниками уникальной "Книги рекордов" с фотографиями корпоративных мероприятий, положительными отзывами клиентов, фото босса в окружении коллег и тому подобными приятными мелочами.
"Если для подарка босса сбрасывается весь отдел, это вряд ли поможет каждому в отдельности продвинуться по карьерной лестнице", -- размышляет г-жа Барташ. Но положительный эффект такой подарок все-таки имеет. Офис-менеджер Яна Марченко рассказывает, что в прошлый Новый год сотрудники ее фирмы преподнесли руководителю портфель "с сюрпризом". "Мы положили в портфель коллективное заявление о том, что никто из нас не будет иметь претензий к начальнику, если он предоставит нам дополнительный выходной. И это сработало. В результате вместо нескольких выходных дней мы отдыхали все рождественские каникулы", -- вспоминает Яна.
Ошибки дарителей
Основное правило -- подарок должен быть уместным и недвусмысленным. Это очень тонкий аспект, особенно, для начинающих дарителей. Например, начальнику преклонного возраста и старой закалки ни в коем случаем нельзя дарить часы. Он может воспринять это как намек о том, что время его сочтено.
Юлиана Барташ уверена, что подарок для босса ни в коем случае не должен быть "личным"! "Парфюмерия, предметы домашнего хозяйства и экзотические животные тут неуместны, они могут быть восприняты как фамильярность либо как намек на слишком формальные отношения в рабочей среде", -- отмечает она. То же самое относится и к бизнес-партнерам.
Кроме того, опрошенные "Деньгами" эксперты единогласно утверждают: начальству не стоит дарить дорогие подарки. "Когда подарок имеет большую материальную ценность, то вынуждает руководителя чувствовать себя должником. В таких случаях есть большая вероятность того, что босс попросту откажется принять презент", -- предупреждает Лариса Зозуля. Следуя деловому этикету, дорогие подарки допустимо дарить партнерам по бизнесу. Единственное "но": такие презенты должны быть корпоративными и вручаться от фирмы другой фирме. Личными они быть не могут -- партнеры могут воспринять это как "коммерческий подкуп".
К разной "живности" в качестве подарка отношение также настороженное. Когда Елене, руководителю трейд-маркетинга крупной компании, сотрудники на Новый год презентовали золотую рыбку, все, в том числе и она, визжали от восторга. Однако после выхода с рождественских каникул вдруг обнаружилось, что рыбка "почила в бозе". С тех пор ее дарителей вспоминают как "подаривших рыбку, которая сдохла…".
Нельзя забывать и о суевериях. Ни в коем случае не нужно дарить в качестве новогодних подарков ножи, иголки и пустые кошельки.
И еще один важный момент -- важно помнить, кому и что уже было подарено в прошлый раз. Дарить один и тот же подарок считается грубой ошибкой. Исключение из списка -- цветы, конфеты и алкогольные напитки. Кстати, дарить спиртное следует с оглядкой. Например, нужно быть осторожным, выбирая вино в подарок шефу-сомелье: стоит ошибиться годом выпуска или маркой -- и подарок утратит ценность в глазах гурмана. Это, кстати, касается любых подарков для "экспертов-в-каком-либо-вопросе". К примеру, человеку, который обожает бадминтон, дарить ширпотребовскую ракетку не стоит.
А Вы мне что?
В некоторых случаях прямо пропорциональная зависимость между новогодними подарками и карьерой все-таки существует. Из-за постоянного соперничества на работе менеджеры по продажам Максим и Сергей общались сквозь зубы и настороженно относились друг к другу. Перед праздниками Сергей, узнав от сослуживцев, что Максим увлекается автогонками, подарил ему несколько миниатюрных машинок, привезенных из-за рубежа. Невероятно, но факт: в новом году мужчины не только наладили отношения, но даже подружились.
Необычный презент, сделанный секретарем производственной компании Русланой, помог девушке направить карьеру в нужное русло. Она разыскала в библиотеке старинные рекламные объявления начала прошлого века, сделала их ксерокопии, оригинально оформила в коллаж и подарила директору по маркетингу. После рождественских каникул девушке предложили попробовать свои силы в отделе маркетинга на должности ассистента. Сегодня Руслана -- ведущий бренд-менеджер этой компании.
А вот PR-специалиста Светлану подарок от шефа чрезвычайно расстроил. Вместо обещанной ранее прибавки к жалованью девушка получила перед Новым годом книгу "Хорошие девочки никогда не бывают богатыми". Она поняла -- на старом месте повышения зарплаты ей здесь не светит. И приступила к поиску новой работы и нового начальника.
Лучший мой подарочек
Что дарить и не дарить на Новый год
|
Хорошие презенты
|
Плохие презенты
|
Нейтральные презенты
|
Коллегам
|
- Сувениры в этническом стиле.
- «Восточные» презенты (например, картина-иероглиф «со значением» или набор для чайной церемонии).
- Фигурки животного -- символа Нового года.
- Шелковые платки или шарфы.
- Книги
|
- Личные вещи -- одежда (в том числе, галстуки).
- Сумки.
- Косметика.
- Средства личной гигиены.
- Духи и туалетная вода
|
- Елочные игрушки.
- Фигурные свечи.
- Маленькие елочки.
- Фигурки Деда Мороза.
- Лакомства.
- Хорошее спиртное.
- Письменные принадлежности (ручки, ежедневники)
|
Шефу
|
- Коллективные подарки, сделанные руками сотрудников:
- Книга рекордов фирмы
- Коллаж -- картина известного художника с заменой персонажей на сотрудников компании.
- Ручки, письменные приборы с поздравительной гравировкой
|
- Дорогие подарки.
- Спиртные напитки.
- Ваза.
- Настольная лампа.
- Часы
|
- Канцелярские принадлежности.
- Перьевые ручки элитных марок.
- Складной мини-гольф.
- Кожаный ремень.
- Портфель
|
Подчиненным
|
- Наборы для пикника.
- Ракетки для настольного тенниса и бадминтона.
- Карнавальные костюмы, маски, парики
|
- Явно дешевые подарки.
- Деньги (их может «подарить» компания в виде праздничной премии. А «лично от себя» начальник делать такого подарка не должен)
|
- Изделия из керамики.
- Рамки для фотографий.
- Фотоальбомы
|
Бизнес-партнерам
|
- Оригинальные дизайнерские аксессуары.
- Наборы для алкогольных напитков (чаши сомелье, открывалки, спиртомеры).
- Картины (не коллекционные).
- Миниатюрная машинка
|
Любые подарки с названием или корпоративным логотипом компании, в которой даритель работает -- в случае если это должен быть подарок «от себя»
|
- Поздравительные открытки.
- Сувениры -- «новогодние» символы
|
Итого
Правильно подобрать подарок - целое искусство. В презенте важна не цена, а его уместность. Если попасть "в яблочко", то можно не только осчастливить получателя, но и заработать имидж человека, который знает толк в том, что кому нужно. И умеет реализовывать свое знание на практике. Ну чем не плюс для спеца при построении карьеры?!