Главная Сувенирная жизнь Дошли до ручки. Промышленники Центральной России прогнозируют дефицит канцтоваров

Дошли до ручки. Промышленники Центральной России прогнозируют дефицит канцтоваров

17.05.2020 в 14.04 2224Просмотров: 2224 0Комментариев: 0
Закрытие магазинов серьезно ударило по производителям товаров для учебы, творчества и офиса. Из-за падения продаж у фабрик попросту нет оборотных средств на подготовку к "высокому" сезону. Есть риск, что к 1 сентября в стране будет не хватать пластилина, красок и самых обычных зеленых тетрадей.

 

Основную долю этих школьных и детсадовских "расходников" традиционно выпускают в период с марта по июнь. В августе родители начинают их массово закупать. Большая часть продаваемых в России канцтоваров - отечественного производства. Например, в сегменте школьных тетрадей уровень локализации превышает 95 процентов, для детских красок (гуаши и акварели) и пластилина он более 90. Освоили предприятия РФ и работу с пластиком, покрыв свыше 80 процентов потребности рынка в разнообразных папках, файлах и обложках.

В Центральной России канцтовары производят в Подмосковье, "лесных" Ярославской и Костромской областях, под Калугой и Рязанью. Продают - в основном через профильные магазины. В целом по стране их 12 с лишним тысяч, и практически все в связи с режимом повышенной готовности сейчас закрыты. Доля продаж в супермаркетах, которые имеют право работать, составляет не более 16 процентов, через интернет - всего четыре. Таким образом, объем реализации товаров для учебы, творчества и офиса сократился как минимум на 80 процентов, отмечают представители отрасли. Взрывного роста в онлайн-сегменте они не ожидают.

Как следствие - начались просрочки платежей в сторону производителей за уже поставленный в магазины товар. Потеряв ключевой канал сбыта, фабрики канцтоваров оказались в ситуации, когда денег может не хватить не только на текущие платежи сотрудникам, но и на продолжение работы.

"Рынок товаров для учебы, творчества и офиса оценивается в 400 миллиардов рублей. Прогнозируемые потери за апрель - июнь 2020 года составят около 80 миллиардов, или 20 процентов годовой выручки. Для половины производителей и канцелярских магазинов это будет означать закрытие и банкротство. В нашей отрасли занято более 200 тысяч человек", - отмечается в коллективном обращении, которое подписали руководители 640 "канцелярских" компаний из разных регионов.

Среди них как крупнейшие производители (например, "Гамма", "Луч", "Маяк", Воскресенская карандашная фабрика, Полотняно-заводская бумажная мануфактура, "Хатбер", "Проф-пресс"), так и сетевые дистрибьюторы "Леонардо", "InФормат", "Офисмаг" и "Канцпарк", и маленькие торговые предприятия.

Свое письмо они направили в правительство РФ, прося утвердить дополнительные меры поддержки отрасли. В связи с остановкой производств и нарушением цепочек поставок к 1 сентября ожидается дефицит таких товаров как пластилин, детские краски, тетради по 12-24 листа. При плохом сценарии без базового школьного набора останется каждый четвертый первоклассник (всего их ожидается около двух миллионов).

Чтобы смягчить кризис, компании предложили включить "канцелярию" в список товаров первой необходимости. На региональном уровне так уже сделала Иркутская область.

"Сегодня, когда все дети нашей страны находятся дома, товары для учебы и творчества стали стратегическими, они необходимы как в развивающем, образовательном процессе, так и как средство для организации полезного досуга. То же самое можно сказать и об офисных товарах - в производственной или коммерческой деятельности без бумаги, шариковой ручки, папки-регистратора и ряда других вещей не обойтись", - подчеркнуто в обращении.

Бизнес надеется, что производство и реализация канцтоваров будут признаны отраслями, наиболее пострадавшими от ситуации с распространением коронавируса.

Часть инициатив касается налоговых льгот. Подписанты призывают снизить НДС до 10 процентов до конца 2020 года по определенным товарам, произведенным в РФ, таким как школьные краски (гуашь, акварель), цветные карандаши, фломастеры, общие тетради и блокноты, глобусы, рюкзаки, ранцы и пеналы. Это позволит производителям сократить расходы и быстрее восстановиться. Для сохранения рабочих мест и кадрового потенциала предложено распространить на все компании рынка канцтоваров сниженную ставку сборов с ФОТ (15 процентов вместо 30) и предоставить им возможность получать беспроцентные кредиты на выплату зарплат.

В качестве возможных мер поддержки названо также субсидирование расходов по уплате процентов по кредитам, полученным до 1 апреля 2020 года (в размере ключевой ставки, на шесть месяцев) и предоставление налоговых кредитов с рассрочкой на 6-12 месяцев без процентов (текущие налоги начисляются, но не оплачиваются). Тогда производители смогут оплатить долг с выручки, полученной в "высокий" сезон.

Участники рынка полагают, что можно организовать и отсрочку по внесению арендной платы за имущество (не только муниципальное и государственное, но и частное) с уменьшением предусмотренной в договоре суммы на 25 процентов за период нерабочих дней, установленных указами президента. В ряде городов (например, в Воронеже) нечто подобное уже ввели - но применительно к муниципальной недвижимости. Долг за период с 30 марта по 1 октября текущего года разрешено гасить в 2021-2023 годах равными долями, в размере не более половины предусмотренного контрактом ежемесячного платежа.

В коллективном письме упоминаются также субсидии на оплату коммунальных услуг и продление на полгода сроков действия серийных сертификатов по товарам для учебы и творчества, если эти сроки оканчиваются с 30 марта до 31 октября. При удаленной работе клерков оформление новых сертификатов становится проблемой.

Наконец, для поддержки спроса предлагается в августе выплатить родителям школьников (особенно младшеклассников) по десять тысяч рублей.

Что происходит на практике


На ярославском химическом заводе "Луч"", выпускающем краски для творчества, пластилин, мелки, клей, цветные карандаши и многое другое, рассказали, что за апрель выручка предприятия снизилась примерно на 50 процентов. Отгрузка продукции производилась по большей части в крупные федеральные сети, а также интернет-магазины - и российские, и стран СНГ, где продажи такого вида изделий тоже идут в основном через интернет и крупные продуктовые сети.

- Наша категория товаров - это в основном товары для детского творчества, поэтому спрос на них был неплохой. Однако регулярная канцелярская розница в апреле была закрыта практически во всех регионах нашей страны и стран СНГ, куда мы поставляем продукцию, - поясняет директор по продажам Максим Комин. - Наш ассортимент можно было приобрести либо в интернет-магазинах, либо в сетевых. Прогноз потерь в 2020 году оценивается в 10 - 20 процентов годовой выручки.

По словам Максима Комина, сейчас компания работает примерно вполовину своей мощности - из-за отсутствия прежнего спроса, чтобы не "перетаривать" склады. Чтобы уменьшить финансовые потери, всех сотрудников, а это около 700 человек, раньше запланированного графика пришлось отпустить в ежегодный оплачиваемый отпуск (с согласия работников), и это позволило избежать оплаты части нерабочих дней, а в дальнейшем при возобновлении спроса даст возможность не снижать производительность за счет ухода работников в отпуска. Но когда этот спрос возобновится, пока сказать сложно.

- Все будет зависеть от того, когда разрешат работу канцелярским магазинам в регионах и когда люди перестанут бояться выходить из дома, чтобы совершать покупки не только продуктов питания, - полагает Максим Комин.

А пока предприятие начало выпуск новой актуальной в условиях коронавируса продукции - антисептика для рук. С этой целью была перепрофилирована линия по выпуску клея ПВА. Ее производительность составляет 2500 флаконов в час, больше миллиона - в месяц. По информации правительства Ярославской области, вся новая продукция химзавода сертифицирована.

У торговых предприятий дела и того хуже. Как рассказал "РГ" владелец сети книжных и канцелярских магазинов "Леонардо", руководитель Костромского регионального отделения организации "Деловая Россия" Дмитрий Аббакумов, в апреле выручка его компании сократилась на 85 процентов.

- У нас есть оптовое и розничное направление, - уточнил он. - С 28 марта розница закрылась и не работает до сих пор. Канцтовары в список товаров первой необходимости не входят. Все книжные магазины тоже закрыты. По итогам месяца спад оптовых продаж составил 50 процентов. С середины месяца мы открыли точки выдачи товара. Входы в залы перегорожены, но можно получить все необходимое. За счет этого мы какие-то небольшие деньги получили, но с тем, что было, сумма несравнима: падение в 5-6 раз.

На фоне просевших продаж очень сложно идут переговоры с арендодателями и поставщиками. Тем, у кого кредиты - еще сложнее. Фактически деятельность компаний приостановлена, а все свои обязательства необходимо исполнять.

- Из реальной госпомощи, которая была предложена, я бы отметил отсрочку по уплате налогов. Кроме этого, мы получили отсрочку и снижение платежей по аренде государственного и муниципального имущества, - подчеркнул предприниматель. - К сожалению, компаний, которые работают в государственных или муниципальных помещениях, немного - наверное, не более 10 процентов. Если говорить о таких зданиях в Костроме, то это только Торговые ряды. Некоторые муниципалитеты предложили предпринимателям дополнительные меры поддержки - например, освободили от уплаты аренды муниципальной земли и имущества на три месяца на апрель, май и июнь. Это существенная мера. Мы провели переговоры со всеми арендодателями. У нас 10 магазинов, все они расположены в различных объектах. Где-то удалось получить освобождение, где-то плата снижена частично - везде по-разному. Оптовые поставщики канцтоваров и книг отчасти пошли навстречу - они заморозили текущие требования к клиентам по выплате за товар. Я благодарен всем нашим партнерам, которые пошли нам навстречу. Кризис пройдет, а память, кто как себя проявил в тяжелой ситуации, останется. Еще нам помогло то, что часть наших клиентов - производства, банки и офисы - к счастью, работают. Мы их снабжаем.

Несмотря на все меры, компании пришлось частично сократить персонал. Но как только работа возобновится, их обещают вернуть обратно.

- Проблема заключается в том, что у нас есть товар, но нет денег, в том числе на зарплату, - пояснил Аббакумов. - Но мы хотим работать! Естественно с соблюдением всех требований по безопасности и наших сотрудников, и наших клиентов. В ближайшее время мы намерены подавать обращение в налоговую о выплате по одному минимальному размеру оплаты труда на зарплату за апрель и май. В целом отрасли, занимающиеся производством канцтоваров и изданием книг, пострадали очень серьезно. Наши крупные поставщики закредитованы. Это очень большой системный риск. Вот, например, российских крупных производителей краски, занимающихся реальным импортозамещением, - всего два: "Гамма" и "Луч".. Если они не справятся с кризисом, в России возникнет дефицит красок для школы. Придется привозить менее качественную краску из-за рубежа. Очень надеюсь, что этого не случится. Я уверен, что моя компания этот кризис переживет но, глядя на ситуацию сейчас, вспоминаю горькую шутку: канцелярские магазины дошли до ручки, а книжные - попали в переплет.

Источник: rg.ru
Фото: rg.ru

читайте также

Рынок промоиндустрии может потерять до 20 млрд рублей

Компании отказываются заключать новые контракты, а агентства вынуждены сокращать свои расходы.

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza