Главная Сувенирная жизнь История российской рекламы: от «МММ» до чикен-шейка

История российской рекламы: от «МММ» до чикен-шейка

11.01.2013 в 15.51 6486Просмотров: 6486 0Комментариев: 0
Реклама последние 20 лет меняла язык и сознание, помогала избирать президентов и лишать граждан денег, а также спасала актеров и режиссеров, когда не хватало на настоящее кино. Портал «Афиша» собрал главные ролики, слоганы и кампании в истории России: такой рекламы больше не делают, но что изменилось?

1990. «Мовен»

Слоган
Вам пора и вам пора с вентиляторным заводом заключать договора

Почему важно
Реклама была и в советские времена — но в основ­ном государственная. Дикие, фантасмагорические мюзиклы, пропагандировавшие продукцию Московского вентиляторного завода, стали первым ярким манифестом новой эпохи — хотя их обаятельная наивность, конечно, происходила откуда-то из докапиталистических времен.

 

1992. Первая социальная реклама

Слоган
Позвоните родителям!

Почему важно
Первый прецедент, когда реклама продает не товар, но ценности: в сделанном совершенно в советской стилистике ролике показывают чаек, которые забыли о своих родителях. И никакого подвоха.

 

1992. «МММ»

Слоган
Я не халявщик, я партнер

Почему важно
Незатейливые ролики про то, как богатеют незадачливые обыватели, заставили миллионы граждан довериться «МММ», а Леня Голубков стал символом 1990-х с их большими надеждами, большими падениями и большими аферами.

 

1992. Банк «Империал»

Слоган
Всемирная история. Банк «Империал»

Почему важно
Пожалуй, главное произведение русской рекламы с точки зрения высокого искусства. Пять лет на экранах страны идет дорого снятый сериал Тимура Бекмамбетова, рассказывающий истории из жизни замечательных исторических деятелей. Тамерлана, Суворова, Александра II, Нерона и многих других население страны отныне представляет себе по роликам «Империала».

 

Середина 1990-х. Herschi Cola

Слоган
Вкус победы

Почему важно
1990-е в России — время эрзац-продуктов: пока транснациональные корпорации не решаются зайти в молодую рыночную экономику, их творчески копируют ушлые местные. Локальных кол в то время было много, но причудливо названная Herschi Cola была ярче всех — прежде всего благодаря рекламе про обаятельного рыжего троечника Сидорова, развившей эстетику «Ералаша» до полного панк-рока.

 

1995. «Русский проект» на ОРТ

Слоган
«Дима, помаши маме!», «Все у нас получится» и другие

Почему важно
Едва ли не самое мощное, что было сделано за всю историю социальной рекламы в России: с подачи Константина Эрнста Денис Евстигнеев снимает серию задушевных мини-фильмов (в ролях — Мордюкова, Михалков, Гердт и прочие народные артисты), которые должны сообщить с трудом выживающему населению страны, что в жизни все-таки есть место светлым моментам и вечным ценностям.

 

1995. Водка «Белый орел»

Слоган
«Ты кто?» — «Я — Белый Орел!»

Почему важно
Галлюциногенный крупнобюджетный абсурд роликов агентства «Премьер-СВ» (которое рекламировало водку, журнал «ТВ-парк», но в основном, кажется, само себя) зафиксировал мятежный дух московских 90-х не хуже фильма «Ширли-мырли».

 

1996. Предвыборная кампания Бориса Ельцина

Слоган
Голосуй или проиграешь

Почему важно
На то, чтобы отвести от страны так называемую коммунистическую угрозу и переизбрать крайне непопулярного первого президента РФ на второй срок, заодно с российскими медиа работал практически весь существовавший в стране рекламный бизнес. Результат: рост поддержки за полгода с 3 до 53 процентов.

 

1997. Налоговая полиция

Слоган
Заплати налоги и живи спокойно

Почему важно
Государство тоже понимает силу рекламы — и начинает использовать ее не только во время выборов. Любопытно, что по сюжету ролик, советующий гражданам не забывать о заполнении налоговых деклараций, абсолютно идентичен нынешним рекламам средств от импотенции — только в проблемах тут виноват не организм, а сугубо внешние обстоятельства.

 

1998. Snickers

Слоган
Не тормози. Сникерсни

Почему важно
Шоколадки фирмы Mars — одна из главных примет нового российского потребления образца 1990-х. К моменту возникновения глагола «сникерсни» батончик уже превратился в своего рода фольклорный персонаж — что и было лихо использовано авторами веселой и разбитной кампании, в которой модный парень закатывал в снег любимую и происходили прочие комические ситуации.

 

1998. «Шок»

Слоган
Шок — это по-нашему

Почему важно
Ролики, раскручивавшие шоколадный батончик, сами по себе были придуманы остроумно — но особенно кстати оказался слоган: страна переживала дефолт, отставки премьеров и вторую чеченскую, и фраза «Шок — это по-нашему» стала самым точным описанием происходящего.

 

2000. Пиво «Толстяк»

Слоган
«Ты где был?» — «Пиво пил». «А мужики-то не знают»

Почему важно
В какой-то момент российские производители рекламы начали сочинять мемы и анекдоты уже сознательно, поняв, видимо, что главное свидетельство успеха слогана и ролика — когда их пародируют в КВН. Добродушный упитанный мужчина из роликов «Толстяка» был больше похож на незадачливого шукшинского мужичка, чем на реального потребителя напитка, но всем, как водится, хотелось верить в лучшее. Главная звезда «Толстяка» Александр Семчев до того успел засветиться в роликах Twix, но по-настоящему запомнился именно здесь.

 

2000. Stimorol

Слоган
Иногда лучше жевать, чем говорить

Почему важно
Бывает и так, что переводные слоганы по-русски звучат удачнее, чем в оригинале. Ироническая фраза, использовавшаяся в рекламе Stimorol, конечно, лучше подходила к российской политике 1990-х — но и в нулевых пригождалась по самым разным поводам. 

 

 

2000. Sprite

Слоган
Имидж — ничто, жажда — все. Не дай себе засохнуть

Почему важно
Еще одна метареклама — о том, что реклама есть, в сущности, иллюзия. Плюс, похоже, здесь впервые в истории российской индустрии поднята тема сексуальных меньшинств. Плюс слоган-поговорка — точнее, даже две поговорки разом.

 

 

Начало 2000-х. Tide

Слоган
Вы все еще кипятите? Тогда мы идем к вам

Почему важно
Простейший, в общем-то, прием — доказательство конкурентных преимуществ бренда путем эксперимента над потребителем — выстрелил, видимо, благодаря крайне узнаваемым типажам российских домохозяек и интересной прическе ведущего. Ну и конечно, благодаря дикой трэш-пародии Владимира Епифанцева при участии топора.

 

 

10 лет спустя...

2010. «Адская белочка», антиалкогольная кампания Минздрава

Слоган
Бухаете? Тогда я иду к вам

Почему важно
Государство также начинает осваивать вирусные технологии: ролики про одержимую белочку, правдоподобно символизирующую белую горячку, явно в большей степени рассчитаны на пользователей «Вконтакте» и dirty.ru, чем на традиционную телеаудиторию. Еще никогда социальная реклама не выглядела так дико.

 

2012. Чикен-шейк в McDonald’s

Слоган
Сыпь, тряси, мешай, кусай!

Почему важно
Удивительно яркая рекламная вспышка для нынешних диетических и нравственных времен: почти что детская порнография со стилизацией под японские аниме.

 

www.afisha.ru

Материал публикуется в сокращении

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza