Главная Сувенирная жизнь Как сделать изготовление сувениров прибыльным делом

Как сделать изготовление сувениров прибыльным делом

30.05.2008 в 10.58 6097Просмотров: 6097 0Комментариев: 0
Сувенирной отрасли на Кубани прочат светлое будущее — растет количество отдыхающих, впереди Олимпиада. Проблема для мастеров — сделать изготовление сувениров прибыльным делом.


Источник: заводов вытеснила изделия ремесленников. Основной упор делали на развитие сельского хозяйства, — говорит Елена Лысенко, директор ООО "Ателье" (кубанская керамика ручной работы). — До революции, к примеру, в крае было 176 частных гончарных мастерских, которые изготавливали утварь. Сейчас — около 20 разрозненных керамистов и гончаров, артелей нет".

Художники и народные мастера, создатели "кубанского сувенира", работают по 10–20 лет. Василий Семихатский, начальник управления культурно–досуговой деятельности и кинематографии департамента культуры Краснодарского края, считает, что в масштабах России существующая сувенирная продукция Кубани еще не представляет художественной ценности: "Сувениры передают местный колорит, но они значимы только для Кубани. Всемирно известные бренды России — это хохлома, гжель, оренбургские платки".

Сувениры на Кубани делают художники, имеющие профессиональное образование, народные мастера (создают сувениры в качестве увлечения, у них это не основной заработок) и ремесленники (не имеют профессионального образования, но занимаются изготовлением продукции на продажу).

В фестивале–конкурсе "Во славу Кубани, на благо России!", который проходил с ноября 2007 года по апрель 2008 года, приняло участие более 3 тыс. художников–любителей и мастеров декоративно–прикладного творчества.

В Краснодаре сувениры на кубанскую тему продают более 10 магазинов, арт–салоны. "Сейчас направление развивается, спрос на кубанский сувенир растет. Каждый день есть покупатели: это и администрация (в подарок делегациям), и туристы города, — говорит Елена Бабешко, директор магазина ООО "Казачий дом". — Востребованы статуэтки казаков из гипса, глины, селенита, декоративные тарелки, панно, флаги, кинжалы, изображения кубанских достопримечательностей".

Помимо сотрудничества с салонами и магазинами сувениры продают на выставках–продажах и ярмарках, но основной, ощутимый заработок мастерам приносят частные заказы крупных компаний и администрации.

"Главное в работе — передать характер народа. Мы сотрудничаем с 40 авторами, имеющими художественное профессиональное образование, — рассказывает Наталья Костырина, арт–директор ООО "Галерея поддержки и развития изобразительного искусства "Арт–Союз". — "Кубанский сувенир" — это не производство. Этнографические куклы, медали с изображением достопримечательностей города и гербом Кубани, декоративные плетни, кувшины, тарелки с городскими пейзажами художников — все сделано руками. Иностранные гости города — французы, немцы, китайцы — понимают ценность ручной работы, восхищаются. Поэтому тот, кто "хоронит" сувенир, делает это напрасно".

С конца XIX в. в творчестве народных кубанских мастеров соединяются русские, украинские и кавказские традиции. "Развивается два направления: черноморский сувенир — об отдыхе на берегу моря (здесь и аргонавты, и золотое руно, и пляжи, и море) и сувенир, отражающий кубанский быт, жизнь казаков, традиционные ремесла, — рассказывает Елена Лысенко. — Можно сказать, это кубанский натурализм: изображают лошадей, стога сена, горшки, колеса, телеги, тыквы, то есть Кубань как благодатный край, житницу России, край казаков, моря и плодородных полей".

Востребована керамика, сделанная по старинной технологии или под старину.
"Керамикой занимаюсь более 12 лет, — говорит Елена Лысенко. — Хотим наладить выпуск утвари и предметов быта, которые были на Кубани: кувшины, глечики (для молока), макитры (для засолки капусты), жбаны (для засолки огурцов), крынки (для сливок, сметаны), винные кувшины и др. Традиционные изделия не имели орнаментов — на украшение времени не хватало. Основной упор делали на функциональность".

За последние 3–4 года вырос спрос на изделия из натуральных материалов: глины, дерева, расписанные натуральными красками. Многие мастера считают, что сувенир, который часто покупают в подарок, должен быть броским, ярким.

"Сувенир — это небольшая вещь, передающая настроение, дух района, — рассказывают мастера Ирина Костецкая и Владимир Безбородов. — Делаем игрушки аляповатые, яркие, без сдержанных тонов. Используем природные материалы: глину, косточки от персиков, желуди. Лепим более 100 видов сувениров: фигурки казаков, подковы, колокольчики с надписью "Кубань", популярностью пользуются декоративные плетни с подушками, перинами, горшками — визитная карточка дома. Изображаем виноградную лозу, подсолнухи".

Создание сувениров мастера бизнесом пока не называют. Многие признают, что в торговле — дилетанты, и считают, что нельзя одновременно быть и художником, и бизнесменом. К тому же сувениры — товар штучный, производство не налажено. Для развития отрасли мастерам не хватает материальной базы, свои мастерские есть у единиц.

Чтобы открыть мастерскую по производству глиняных горшков, в которой будут работать пять–шесть человек, необходимо около 2 млн руб. оборотных средств: это и печка, и формы (если заниматься литьем), и гончарный круг, и глина и др. Работники мастерской должны зарабатывать не менее 15–20 тыс. руб. в месяц. Иначе, считают мастера, останутся только одержимые.

Глину кубанские изготовители сувениров либо копают сами (на территории края есть глиняные карьеры), либо закупают у заводов, производящих кирпич. В магазинах 1 кг глины стоит 30–50 руб. Цена небольшой банки глазури (1 кг), которой раскрашивают сувенир, — 1 тыс. руб. Надо также учесть расходы на электричество, бензин (глину или продукцию надо отвезти–привезти). Гончарный круг и печку для обжига многие делают сами — покупку пришлось бы окупать несколько месяцев, а то и год. За час один мастер может "выкрутить" около 40 маленьких декоративных горшков, то есть товара на 2 тыс. руб. (один горшок стоит около 50 руб.). Правда, этот товар надо еще успешно обжечь и продать.

"За вечер можно использовать около 5 кг глины: на один колокольчик уходит около 300 г. Рисунки, орнамент наносятся вручную, поэтому каждый сувенир отличается от другого, — рассказывают Ирина Костецкая и Владимир Безбородов. — Сезон продаж сувениров — июнь, август. В мае и июле покупателей меньше. В феврале, марте обычно берут мелочевку".

По их словам, развивать сувенирное направление без поддержки трудно. Реклама на телевидении, радио стоит дорого, свой сувенирный магазин не окупится, в коммерческих выставках участвовать не всем по карману — место стоит около 2 тыс. руб. за 1 м2.

Эзотерическиеи сувенирные магазины покупают товар на оптовых складах. На реализацию сувенирным лоткам на побережье кубанские мастера товар отдавать не спешат: считают, что продавцы в первую очередь будут продвигать свой товар, в который вложены деньги, а на их сделают большую наценку. Кроме того, по словам Елены Лысенко, в отличие от китайских производителей упаковка сувениров кубанских мастеров "хромает", часто не продумана. А для туристов важно, чтобы покупка была транспортабельна.

Мастера и владельцы магазинов считают, что у кубанского сувенира будущее есть. По официальным данным, в край ежегодно приезжает более 10 млн отдыхающих. "Растить" цены на сувениры для солидного заработка не требуется, для обеспечения прибыльности достаточно с каждого приезжего взять по одному рублю.

"Кубанским мастерам стоит готовиться к Олимпиаде, — считает Василий Семихатский. — Если сувениры сделают действительно кубанскими, отражающими наш колорит, можно будет очень неплохо заработать. Не торговать же опять матрешками и хохломой".

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza