Главная Сувенирная жизнь Налоговый учет расходов на сувенирную продукцию

Налоговый учет расходов на сувенирную продукцию

12.07.2012 в 14.30 4713Просмотров: 4713 0Комментариев: 0
В настоящее время широко практикуется в целях поддержания взаимного сотрудничества существующим и потенциальным контрагентам...


В настоящее время широко практикуется в целях поддержания взаимного сотрудничества существующим и потенциальным контрагентам организации преподносить во время официальных переговоров, а также в качестве праздничных подарков сувенирную продукцию (календари, ручки, блокноты и т. п.) с логотипом организации. Каков порядок налогового учета затрат на производство такой продукции, разъясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ И. Остафий и О. Монако.

 

Налоговый учет расходов на сувенирную продукцию зависит от мероприятия, в рамках которого она передается.

 

Передача сувенирной продукции в ходе официальных переговоров

 

Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и уменьшают налогооблагаемую прибыль.

 

К расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся (п. 4 ст. 264 НК РФ):

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Рекламные расходы, ограниченные данным перечнем, учитываются в целях исчисления налога на прибыль в размере фактически произведенных затрат.

 

Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором_— четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

 

Таким образом, затраты на изготовление (приобретение) календарей, блокнотов, ежедневников, ручек с символикой организации могут относиться к категории нормируемых расходов при налогообложении прибыли при условии, что они отвечают определению рекламных.

 

При отнесении определенных затрат налогоплательщика к расходам на рекламу налоговые органы исходят из определения этого понятия, установленного в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", согласно которому реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Из приведенного определения делается вывод, что для признания тех или иных расходов рекламными соответствующая информация должна распространяться среди неопределенного круга лиц. Поэтому если в ходе переговоров их участники обмениваются различными сувенирами, на которые нанесена символика организации (ручками, блокнотами, календарями, зажигалками и т.д.), то стоимость такой продукции в силу определенности круга лиц ее получающих, не может быть признана в качестве рекламных расходов (см. письма МНС России от 16.08.2004 № 02-5-10/51, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2). Но при этом соответствующую сумму можно учесть в составе представительских расходов.

 

А вот по мнению Минфина России (письмо от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136), учесть подобные затраты в целях налогообложения нельзя и в качестве представительских расходов, поскольку они не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ.

 

Таким образом, если поименно определен круг участников официальной встречи и в смету расходов на ее проведение включена сувенирная продукция, то велика вероятность того, что стоимость такой продукции будет исключена из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, как не отвечающая понятию представительских и рекламных расходов.

 

Передача сувенирной продукции в качестве подарков к праздникам

 

ФАС России в ответе на специальное обращение ФНС России разъяснила, что под понятием "неопределенный круг лиц", применяемом в законодательстве РФ о рекламе, понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (письмо ФНС России от 25.04.2007 № ШТ-6-03/348@).

 

Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. При этом отмечается, что раздача сувенирной продукции с логотипом организации должна признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, если заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена.

 

Суды также поддерживают мнение, что стоимость подарков (сувениров) с символикой организации относится к рекламным расходам, поскольку нанесенная на них информация доступна не только получателю, но и всем лицам, с которыми он взаимодействует (см. определение ВАС РФ от 28.09.2009 № 12305/09 по делу № А76-13603/2008-54-358, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2006 № Ф04-4820/2006, ФАС Московского округа от 08.02.2006 № КА-А40/13572-05, от 16.11.2006 № КА-А40/10964-06, от 30.08.2007 № КА-А40/8398-07, ФАС Уральского округа от 28.05.2007 № Ф09-3313/07-С2 и от 12.01.2006 № Ф09-5996/05-С2).

 

На наш взгляд, если организация планирует дарить продукцию с логотипом фирмы перед праздниками неопределенному кругу лиц по усмотрению руководства и при отсутствии конкретного списка получателей, то стоимость приобретения такой продукции может быть признана расходами на рекламу в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Однако обширная судебная практика свидетельствует о том, что налоговые органы придерживаются противоположного мнения и отказывают налогоплательщикам в признании указанных расходов в целях налогообложения прибыли.

 

Документы, оформляемые при передаче сувенирной продукции:

  • в ходе официальных представительских мероприятий*: приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели; смета представительских расходов; первичные документы (в частности, требование-накладная по форме № М-11); акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных расходов; отчет по произведенным представительским расходам. В нем отражаются цель представительских мероприятий и результаты их проведения, дата, место проведения и программа мероприятия, состав приглашенной делегации, участники принимающей стороны, величина расходов на представительские цели;
  • в качестве подарков к праздникам: приказ руководителя организации о проведении мероприятия и назначении лиц, ответственных за определенные его этапы (в том числе и раздачу сувенирной продукции); требование-накладная по форме M-11, подтверждающая факт передачи сувенирной продукции со склада ответственному лицу (и списание товарно-материальных ценностей со склада); отчет ответственного лица (на основании этого документа с него будут списаны выданные ему товарно-материальные ценности).

В случае когда сувенирная продукция передается неограниченному кругу лиц (отсутствует признак персонифицированности), в отчете можно указать только стоимость и количество переданных сувениров.

 

Если же речь идет о вручении подарков в виде сувениров конкретным лицам, то их поименно следует отразить в отчете. Составляется ведомость выдачи подарков (сувениров). Поскольку утвержденных форм по учету переданной сувенирной продукции не существует, составление ведомости о выдаче подарков (сувениров) зависит только от правил документооборота конкретной организации.

 

Обратите внимание: при дарении сувениров стоимостью свыше 4000 руб. сведений, содержащихся в оформляемых документах, должно быть достаточно для заполнения формы 2-НДФЛ.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
И. Остафий и О. Монако

Статья опубликована в журнале
"Налоговая политика и практика"
№ 4 апрель 2011 год

Источник: Аудит-Ит.ру

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza