Главная Сувенирная жизнь Олимпийская символика: скандалы

Олимпийская символика: скандалы

26.02.2013 в 14.12 2968Просмотров: 2968 0Комментариев: 0
Выбор олимпийской символики всегда окружен спорами, все-таки это ответственное дело – утверждать визуальный образ для события, которое однозначно войдет в мировую историю. Только некоторые споры решаются задолго до презентации олимпийской символики публике и могут спокойно считаться элементами рабочего процесса, а некоторые выплескиваются за рамки национальных олимпийских комитетов и становятся достоянием общественности. Именно о спорах, получивших широкий резонанс в СМИ, мы сегодня и расскажем.

XXIX Летние Олимпийские игры в Пекине (2008)

Избежать скандала не смогли даже серьезные китайцы: логотип пекинских Летних Олимпийских игр чуть не стал предметом патентного спора. В 2003 году региональная китайская газета написала, что «Chinese Seal-Dancing Beijing» (так называлась официальная эмблема пекинских игр) уже зарегистрирована одной китайской компанией. Представители оргкомитета быстро выяснили, что СМИ всего лишь тиражирует слухи, и сразу же подали заявку на регистрацию марки в Государственную администрацию промышленности и торговли.

XXI Зимние Олимпийские игры в Ванкувере (2010)

С довольно серьезным обвинением пришлось столкнуться оргкомитету зимних Олимпийских игр в Ванкувере. На этот раз досталось дизайнерам, работавшим над олимпийским факелом. По их задумке, его форма повторяла плавные контуры зимних ландшафтов Канады и передавала настроение зимних видов спорта. Однако, после того как в феврале 2009 года факел продемонстрировали общественности, в одной из местных ванкуверских газет вышел материал под заголовком «Олимпийская затяжка»: журналист указывал на сходство факела с самокруткой, набитой марихуаной. Впрочем, канадский оргкомитет этот материал проигнорировал, и факел отправился в долгое путешествие по маршруту эстафеты Олимпийского огня.

XXX Летние Олимпийские игры в Лондоне (2012)

Пожалуй, летние Олимпийские игры в Лондоне можно назвать дизайнерским провалом. Такого количества претензий к логотипу еще никогда не предъявляли.

За разработку логотипа отвечало агентство «Wolff Olins». Оно представило его публике летом 2007 года. Олимпийский бренд поддержали Кен Ливингстон, который тогда занимал пост мэра Лондона, и Тони Блэр, являвшийся на тот момент премьер-министром Великобритании. Но далеко не все были с ними согласны: в логотипе ХХХ Летних Олимпийских игр сразу же увидели свастику. На этом фоне кажутся незначительными обвинения в том, что логотип похож на разобранный пазл, не связан с Лондоном и не передает идеалы олимпийского движения.

Практически одновременно с версией про свастику в интернете появилось слегка переделанное изображение логотипа лондонских Олимпийских игр. От оригинала оно отличалось расцветкой: старую форму раскрасили иначе, чтобы показать, что она очень напоминает изображение Лизы Симпсон из американского мультсериала «TheSimpsons». И это было бы не так страшно, если не одно «но»: складывалось отчетливое ощущение, что Лиза занимается с кем-то оральным сексом. Интернет-пользователи решили, что этот кто-то ее брат Барт Симпсон. Об этой «трактовке» логотипа написал даже один из блогеров «The Guardian».

Новая и не менее сильная волна критики поднялась через несколько лет. В 2011 году Иран направил в Международный олимпийский комитет официальное письмо с выражением протеста. Причиной этого протеста стало то, что в логотипе лондонских Олимпийских игр угадывалось слово «Zion», которое имеет отношение к сионизму. Для того чтобы разглядеть его, достаточно лишь слегка развернуть те неправильные многоугольники, которые, по замыслу создателей логотипа, означают олимпийский год – 2012.

Несмотря на все претензии никто ничего не менял, и лондонские Игры прошли под знаком самого уродливого, по мнению большинства, логотипа за всю историю Олимпийского движения.

XXII Зимние олимпийские игры в Сочи (2014)

Российских дизайнеров, работавших над визуальными решениями для образа сочинской олимпиады, к счастью, обвинили только в плагиате. И обвинение это, как и в случае с Олимпиадой в Ванкувере, касается внешнего вида факела.

Наш факел показали 14 января 2013 года в Москве. По задумке создателей, очертания факела повторяют контуры пера Жар-птицы из русских сказок. Ответ блогеров не заставил себя долго ждать: почти сразу появились сообщения о том, что создатели факела ничего нового не придумали и просто скопировали букву «Р» с этикетки советской водки «Русская».

Официальных комментариев по этому поводу пока нет. Впрочем, это и не важно, дизайн факела все равно вряд ли изменят: всем ведь понравилось. (К тому же еще надо доказать, что это плагиат.)

XXXI Летние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро (2016)

Бразильцев тоже обвинили в плагиате. Критики напали на логотип Игр практически сразу после того, как он был представлен публике накануне нового 2011 года. Дело в том, что логотип олимпиады очень похож на логотип американского благотворительного фонда «Telluride Foundation». И там, и там в основе лежит стилизованное изображение держащихся за руки людей. Только на логотипе фонда танцуют четверо, а на логотипе олимпиады – трое. К тому же танцующая четверка явно образует сердечко, чего не скажешь об олимпийском трио.

Создатели логотипа, дизайн-агентство «Tátil» из Рио-де-Жанейро, конечно же, сказали, что они никогда не видели логотипа «Telluride Foundation». И через месяц получили заказ на разработку логотипа для Паралимпийских игр – 2016.

Дарья Козлова, ART4You – The Mellows

Данные и изображения собраны из открытых источников

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza