Главная Сувенирная жизнь Все идет по плану: как бизнес оказался заложником плановой экономики Олимпиады

Все идет по плану: как бизнес оказался заложником плановой экономики Олимпиады

18.02.2014 в 13.43 890Просмотров: 890 0Комментариев: 0
Чем cхожи миллиардеры из списка Forbes и кубанские продавцы сувениров? Они мечтали, но не смогли заработать на Олимпиаде.

Ярмарка сувениров в Сочи. Фото Ксении Докукиной на Forbes.ru— По нулям! Никто такого даже предположить не мог! — торговец кубанскими сувенирами демонстрирует корреспонденту Forbes тетрадку в клеточку с собственным финансовым отчетом. 7 февраля выручка — 0 рублей, 8 февраля — 0 рублей, с 9 февраля начались единичные продажи. За весь период Олимпиады в Сочи — меньше 15 000 рублей, тогда как за один День города в Краснодаре выходит по 25 000.

Идея заработать на интересе гостей Игр к russian traditional souvenirs полностью провалилась. Народные сувениры и поделки, выставленные во время ярмарки кубанских товаров на площадках самого крупного гостиничного комплекса «Бархатные сезоны» (около 9000 номеров), интереса у приезжих не вызвали.

Ярмарки по разнарядке

«По нулям» и у других торговцев из Краснодарского края, прибывших в Сочи на олимпийскую ярмарку. Уже к 16 февраля из шести палаток, которые работали на пятачке посреди гостиничного комплекса «Русский дом», открыты были лишь три. Из 60 «народных умельцев» и продавцов кубанского меда разъехалась примерно половина, говорит один из участников ярмарки. Иностранцы характеризуют аутентичные вещи как «бьютифул», но цены — «ту мач», цитируют кубанцы гостей Олимпиады.

Не оценили приезжие и выступление фольклорных коллективов. Таланты со всего края в первые дни Игр с плясками и песнями выступали на специально сооруженных региональной администрацией сценах при отелях. Поскольку коллективам нужно было репетировать, гости Олимпиады слушали композиции в духе «Эй, ухнем!» с раннего утра.


В итоге на сами выступления к сценам подтягивались единицы. А вместо благодарностей от постояльцев стали поступать жалобы на шум.


Миллиардеры тоже страдают
Торговцы кубанскими сувенирами и олимпийскими подделками далеко не единственные, кто пытался заработать на участии в подготовке Игр. В похожей ситуации оказались участники списка Forbes, миллиардеры Олег Дерипаска и Владимир Потанин, построившие две медиадеревни: Дерипаска — в Имеретинской низменности, а Потанин — в горах. Их бизнес-планы предполагали старт продаж апартаментов в деревнях еще в 2011 году, чтобы к 2014-му реализовать не менее трети будущего жилого фонда. Но власти не разрешили инвесторам искать покупателей до Игр. В итоге бизнес-модель поломалась, и об окупаемости объектов без помощи государства теперь речи не идет.

Теперь концепция поменялась: коллективы объединились в одну группу и кочуют по разным участкам, давая по одному концерту в несколько дней. Аниматоров, которые вели олимпийские шоу, просто отпустили домой.

«Мероприятие сорвалось, хотя причины не ясны», — констатирует в беседе с Forbes президент Всероссийского фестиваля меда и организатор многих ярмарок (в том числе, сочинской) Виктор Чагаев. Чагаев, соорудивший инфраструктуру, и предприниматели, которые потратились на оргвзносы, дорогу и проживание в Сочи, рассчитывали на «тьму богатых иностранцев», признаются местные бизнесмены. Но, по подсчетам торговцев, на территории «Бархатных сезонов» вместо обещанных 8000-10 000 человек живут не более 2000.

Отели заполнены на 100%, возражает первый заместитель дирекции застройщика «Центр Омега» (100% принадлежит Краснодарскому краю) Дмитрий Анфиногенов. Он не знает, откуда берутся слухи о незаполненности. «Постояльцы — это волонтеры, журналисты и обслуживающий персонал. Они приехали работать, а не ходить по ярмаркам, они с 6 утра — у станка», — предполагает сотрудник отеля.

Жители «Бархатных сезонов» тратить лишние деньги не планировали, согласен еще один палаточник: «Вот недавно два парня мимо проходили, один другому говорит: «30 000 заработка — на мягкую мебель, 30 000 — на права». На кубанские сувениры ничего не остается.

Торговцы поясняют: они хотели перебраться ближе к Олимпийскому парку, где больше туристов, но получили отказ, поскольку «дали разнарядку развлекать гостей здесь». «Чагаева тоже «кинули», он больше всех нас попал, почернел за время Игр», — рассуждает скучающий продавец сувениров. По словам торговцев (которые они спешат опровергнуть, узнав, что разговаривают с журналистом), обязательное прибытие на ярмарку было разнарядкой от местных властей. «Администрация «наезжала» за пустые палатки», — объясняют продавцы, которым с чиновниками «потом еще работать». Их слова подтверждает управляющий бара «Вареничная сказка», расположившегося на территории «Бархатных сезонов». «У меня было два пути: или увольнение, или организация здесь досуга», — откровенничает он.

В краевом департаменте потребительской сферы Forbes заявили, что никакого отношения к ярмаркам администрация не имеет. Чагаев подчеркивает, что власти края всячески помогали в организации торгового пространства и что это исключительно его бизнес, который просто «в этот раз не удался».

«Для меня эти кубанские поделки неинтересны. Что я с этим буду делать-то?» — пожимает плечами журналист с эстонского ТВ-3 Алан Куук. Он огорчен неудавшейся попыткой приобрести товары с олимпийской символикой: во все точки продаж официального поставщика Игр Bosco — многочасовые очереди, а магазин в пресс-центре пустует: «Пару дней назад еще были куртки супербольших размеров, но сегодня и их нет». По нормальным правилам бизнеса, товар, который пользуется спросом, должны были завезти еще, но в Сочи этого не происходит, удивляется иностранец. На вопрос Forbes о причинах дефицита в Bosco не ответили.

Оргкомитет не указ

Фото Ксении Докукиной на Forbes.ruНа периферии кубанских промыслов и олимпийского мейнстрима — продавщица сувениров «с колес». Она единственная во всей округе отвоевала себе проходное место, и встала туда с тачкой, полной китайских массажеров для головы, переживших с десяток сезонов «именных» ракушек, пластиковых браслетов и слепленных на скорую руку магнитов. Гора значков 1970 года выпуска «Санаторий Черноморец» по 15 рублей за штуку откровенно радует иностранцев. А несколько икон добавляют натюрморту торжественности. Поверх этого — шапочки цвета российского триколора с надписями Russia и «Сочи» («По 13 штук за раз продаю», — хвастается продавщица) и футболки разных цветов и размеров с хитрыми вариациями на тему Игр: на одних написано «Сочи» и Krasnaya polyana, на других — «2014» и, например, название лыжного курорта.

Маркетинг на грани мошенничества: фразы типа «Сочи-2014» могут использовать только производители лицензированной продукции. Зато упоминать название города и год по отдельности никто не может запретить, усмехается продавщица. Оргкомитет Игр ей точно не страшен. «Кто меня только не гонял — и администрация, и менты, и бандиты. Я здесь несколько лет стояла и буду стоять, — отрезает она. — Перед Олимпиадой ИП зарегистрировала по настоянию властей — и стою».


Торговля идет бойко: иностранцы интересуются раритетными значками, россияне — поддельными футболками.


Корреспондент Forbes не удержался от покупки сделанной в Китае кепки с серпом и молотом на лбу и этикеткой «Беско». Параллельно заключаются сделки: покупатель из Чехии, узнав о заинтересованности продавщицы в олимпийских сторублевых купюрах, пообещал поставлять ей товар по 180 рублей за штуку, хотя оптовая цена — 300 рублей. Речь шла о сделке не менее чем на 7000 рублей.

Пока возле тележки с подделками кипит бизнес-жизнь, участники официальной ярмарки планируют «продержаться до 23 февраля». На Параолимпийские игры оставаться в Сочи они не собираются. Главный организатор ярмарки Виктор Чагаев не отчаивается и уже планирует переезд мастеров и продавцов сувениров на другие площадки: в Краснодаре, Новороссийске, Оренбурге. В России начинается Масленица — и торговля должна идти на «ура».

Ксения Докукина, корреспондент Forbes

 

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza