Главная Сувенирная жизнь Взлеты и падения Filofax, или на что способен органайзер

Взлеты и падения Filofax, или на что способен органайзер

11.07.2013 в 17.56 4301Просмотров: 4301 0Комментариев: 0
Сейчас смартфоны и планшетные компьютеры практически полностью заменили аналоговые средства хранения информации. От прежних «докомпьютерных» времен нам остались лишь ежедневники и... органайзеры. Один из старейших брендов в этой категории – Filofax. Компания за свою почти 100 летнюю историю несколько раз к ряду была на грани банкротства, но пережила эру КПК и продолжает конкурировать с высокотехнологичными гаджетами.

Взлеты и падения Filofax, или на что способен органайзер

Органайзер Грейс Скурр спас производство

Идея делового органайзера пришла в 1910 году американцу Дж. С. Паркеру (J. C. Parker), а реализована для рынка компанией Lefax, находившейся в Филадельфии. В первые годы органайзеры вместо записных книжек в основном покупали инженеры электростанций и заводов. Но в 1921 году системой папок для подшивки документов заинтересовалась британская канцелярская компания Norman & Hill. Потенциал органайзеров оценила Грейс Скурр (Grace Scurr), которая на тот момент временно руководила компанией. Она же и придумала им название Filofax – File of Facts («папка c фактами»).

 

Новый рынок благосклонно воспринял новинку, и специалисты разных областей стали охотно использовать папки-ежедневники со вставными страницами, чтобы вести деловые записи. Основными заказчиками стали Британская армия, церковные организации и университеты. Вслед за ними практичность органайзеров оценили журналисты, судьи и врачи. Пользователям нравилось, что под одной обложкой можно объединить и записную книжку, и расписание встреч, и справочник.

 

В 1929 году на Британской промышленной выставке компания представила большой выбор вкладок для представителей разных профессий, включая таблицы мер и весов, линейки, и различные блоки ежедневников. А в 1930 году Filifax был зарегистрирован как товарный знак.

 

С началом Второй мировой войны в 1940 году завод Norman & Hill был полностью разрушен, а все данные по клиентам и бухгалтерии утеряны. Перед Грейс Скурр стояла задача возродить предприятие. Хотя ей говорили, что для компании бизнес окончен, она смогла восстановить все связи, опираясь на записи в своем личном органайзере. Ее усилиями производство снова было запущено, а сама Грейс стала полноправным акционером и руководила компанией вплоть до ухода на пенсию в 1955 году.

 

Компания развивалась и укрепляла свои позиции на рынке канцелярии и офисных товаров. И в 1976 году для нее настал «звездный час»: Дэвид и Лесли Коллишон (David and Lesley Collischon), председатель и директор по персоналу Norman & Hill, открыли дочернюю компанию Pocketfax для распространения органайзеров про почте. Предприятие было настолько успешным, что в 1982 году супруги Коллишон выкупают весь завод Norman & Hill, чтобы производство шло в удобном для них ритме.

 

В это время органайзеры Filofax становятся культовыми. В ассортименте компании были десятки обложек со скоросшивателем и сотни внутренних блоков и аксессуаров. К концу 1980-х производство достигло своего пика, но в 1989 году мода на бренд начала угасать. Многие покупатели ассоциировали Filofax с образом яппи, чей стиль жизни «ради наживы» порицался обществом.

 

Взлеты и падения Filofax, или на что способен органайзер

Дизайн и содержание менялись, но суть органайзера оставалась прежней

В итоге компания несла убытки, а цены ее акции на бирже упали в 10 раз до 20 пенни. Ситуацию усугубила новая линия продукции, выпущенная в 1990 году: небрендированные универсальные органайзеры должны были занять нишу дешевых и доступных изделий, но в итоге пылились на складе, не выдержав конкуренции с аналогичными товарами других фирм. Filofax обратилась за поддержкой к фонду Transwood Consortium и продала часть своих акции. Тем не менее доходы продолжили падать, и для борьбы с кризисом руководство компании назначило исполнительным директором Робина Филда (Robin Field).

 

Чтобы оптимизировать расходы, Робин Филд закрыл несколько подразделений Filofax, сократил склад и практически прекратил производство товаров на территории Великобритании. Компания более не выпускала высококачественных обложек из кожи и экзотических материалов. Им на смену пришли дешевые папки, изготовленные в Азии.

 

Эти жесткие меры помогли стабилизировать ситуацию, и к 1991 году компания снова начинает приносить доход. Успех и сверхприбыли 1980-х привели к тому, что Filofax утратила контроль над ценовой политикой и не смогла соперничать на быстрорастущем рынке. Как потом вспоминал Робин Филд, старые органайзеры были скучными и старомодными, новая политика позволила продавать их в более чем 6 000 магазинов, а потенциальной аудиторией стали студенты. Для них в информационный блок были добавлены календари академического года и специальные справочные страницы. Так Filofax пожертвовала сегментом товаров премиум-класса, заменив дорогие, но не популярные модели дешевыми в мягком переплете.

 

Компания сократила и число внутренних блоков: вместо 1000 различных вариантов она стала выпускать только 100. Из продажи пропали специфические вставки для виндсерферов, пекарей и других узких профессий. Теперь костяк составляли универсальные страницы ежедневника и листы для заметок.

 

Взлеты и падения Filofax, или на что способен органайзер

Яркий дизайн в 1997 году принес результат в виде роста продаж

В 1992 году Filofax приобрела компанию их давнего американского соперника – Lefax. Новое подразделение должно было заполнить пробел в элитной продукции, но так и не внесло значительного вклада в укрепление бренда. В 1993 году было закрыто производство в графстве Эссекс, и большинство компонентов для органайзеров стали ввозить из-за границы или производить в Азии. С этого момента Filofax воспринималась исключительно как бренд, а не британский производитель. И так как маркировка «Made in Britain» по прежнему оставалась аргументом для многих покупателей, в июле 1995 года компания покупает подразделение еще одного своего конкурента – Topps of England. После чего 25% ассортимента Filofax стало производиться на территории Англии.

 

В 1995-1996 году тучи над Filofax снова сгустились. Без особых причин падают продажи на иностранных рынках, в частности – в США и Японии. Робин Филдс считал, что компания слишком долго полагалась на старый дизайн. За все время своего существования среди 200 типов дизайна появилось только 20 новых вариантов – органайзеры не соответствовали актуальным потребностям рынка. Компания запускает новые коллекции – более яркие и агрессивные, и в 1997 году это приносит результат в виде небольшого роста продаж.

 

В 1998 году Filofax купила американская компания Day Runner. Ожидалось, что это усилит позиции обоих производителей, но новые владельцы переоценили свои силы и к 2000 году погрязли в долгах. В итоге производство на территории Британии снова было закрыто – вся продукция теперь производилась и поставлялась из-за рубежа.

 

В декабре 2000 года Filofax начинает продвигать электронную ручку, в памяти которой можно было сохранить несколько страниц текста, а потом загрузить их на компьютер. Это направление так и не получило успеха, и в 2009 году от него практически отказались.

 

В январе 2001 года Day Runner выставляет Filofax на продажу. И через несколько месяцев ее приобретает производитель ежедневников Чарльз Леттс (Charles Letts) за 16 млн фунтов стерлингов.Через 2 года компанию переименовывают в Letts Filofax, а аналитики прогнозируют ее второе рождение.

 

Их ожидания сбылись, и в 2006 году компанию оценивают уже в 45 млн фунтов. За эту сумму Filofax у Letts выкупает Phoenix Equity Partners.

 

В 2009 году позиции Filofax окончательно окрепли. Даже стремительное развитие электронных технологий не смогло вытеснить компанию с рынка. КПК вышли из употребления, их сменили смартфоны, но органайзеры остались востребованы. Filofax прошла через многие испытания, и хотя по-прежнему остается британским предприятием, за последние 20 лет ей пришлось пожертвовать многим, практически расстаться с традициями, заложенными при ее основании. Все для того, чтобы выжить.

 

Статья подготовлена на основе свободных источников.

Александр Косачёв, «Сувенир.Сегмент.Ру»

 

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza