И это вполне объяснимо: сувенир, преподнесенный клиентам и деловым партнерам, является не просто знаком внимания, но и действенным средством рекламы – в случае удачно подобранного подарка нанесенный на него логотип будет долго служить напоминанием о компании-дарителе. А значит, к выбору этого инструмента маркетинговых коммуникаций следует подходить очень серьезно.
Использовать бизнес-сувениры в качестве инструмента маркетинговых коммуникаций банки начали еще до появления самого понятия «маркетинг». Более того, именно кредитно-финансовые организации являются сегодня чуть ли не самыми главными покупателями рекламно-сувенирной продукции в России – на бизнес-подарки и сувениры предприятия этой сферы тратят, по оценкам экспертов, до четверти своих рекламных бюджетов (для сравнения, в других отраслях этот показатель обычно не превышает 15%).
Несмотря на это, в последнее время в банковской сфере все более ощутимым становится «подарочный» кризис. С одной стороны, он является следствием кризиса экономического, вызвавшего существенное сокращение рекламных бюджетов, с другой, объясняется недостатком информации о рынке бизнес-сувениров и подарков и ассортименте сувенирных компаний.
Дело в том, что за двадцать лет, минувших с момента зарождения в России и современной банковской системы, и системы маркетинговых коммуникаций, вопрос выбора корпоративных подарков стоял перед сотрудниками банков не десятки, и, возможно, даже не сотни раз. И специалистам отделов маркетинга может показаться, что все интересные идеи подарков уже реализованы, и ничего оригинального придумать не получится.
Однако это не так. Рынок рекламно-сувенирной продукции не стоит на месте, и каждый год рекламные агентства и сувенирные компании предлагают новую, разнообразную и весьма оригинальную продукцию: созданием бизнес-сувениров и подарков занимается множество дизайн-бюро и производственных предприятий со всего мира. И в своих разработках они, конечно же, не обошли тему сувениров для банковской сферы – в ассортименте сувенирных компаний можно встретить оригинальные недорогие промо- и бизнес-сувениры, а также роскошные эксклюзивные VIP-подарки для финансово-кредитных организаций.
Какие бывают сувениры
Прежде чем говорить о сувенирной продукции для банков, следует разобраться, какие вообще бывают подарки. Дело в том, что сейчас на рынке представлены весьма разнообразные изделия, и выбор презента во многом зависит от бюджета организации-дарителя, целей, которые она преследует, и адресата, которому этот подарок предназначается. Эти критерии и лежат в основе классификации рекламно-сувенирной продукции. Следуя им, все изделия, представленные на рынке бизнес-сувениров и подарков, можно разделить на три категории: промосувениры (их еще иногда называют рекламными сувенирами), бизнес-сувениры и VIP- (или эксклюзивные) подарки.
Первая группа – это, как правило, недорогие изделия (ручки, значки, зажигалки, брелоки, держатели документов, кружки и т. п.), на которые наносится логотип и другие реквизиты компании. Эти подарки обычно получают потенциальные клиенты фирмы, посетители выставок или участники различных презентаций и семинаров, а стоимость таких сувениров не превышает 100–150 рублей.
Бизнес-сувениры (вторая категория сувенирной продукции) — это более дорогие (стоимостью от 150 до 2–3 тыс. рублей) и более солидные подарки, позволяющие привлечь новых партнеров и повысить лояльность уже существующих. Это могут быть настольные приборы, погодные станции, наборы деловых аксессуаров, электронные гаджеты, текстильная продукция, пикник-сеты, посуда и многое другое. Логотип, нанесенный на эти изделия, напоминает получателю подарка о компании-партнере. Обычно такие презенты преподносят на деловых встречах, в связи с государственными и профессиональными праздниками и юбилеями компаний.
К VIP-подаркам относятся эксклюзивные и чаще всего дорогие (стоимостью от 3 тыс. рублей и выше) изделия, которые нередко заказываются в единственном экземпляре для конкретного человека – топ-менеджера или владельца компании. Сувенирами такого рода могут стать настольные наборы из натуральных камней и дорогих пород дерева, вазы авторской работы, пишущие инструменты с инкрустацией, статуэтки, деловые аксессуары знаменитых брендов и т. п. Важной характеристикой VIP-подарков является их уникальность.
Банковские подарки
В предложениях сувенирных компаний и рекламных агентств встречается много интересных позиций, разработанных специально для банковской сферы. Это и недорогие промосувениры для привлечения потенциальных клиентов банков, и более солидные подарки категории «бизнес», которые преподносят коллегам и уже существующим клиентам, и эксклюзивные изделия для «больших боссов» компаний-партнеров. Общей чертой этих подарков, безусловно, является их солидность: очевидно, что банковский корпоративный подарок должен подчеркивать респектабельность финансово-кредитной организации, ее надежность и стабильность. Кроме того, эти сувениры, конечно же, объединены темой денег, процентов и финансовых операций.
При этом оригинальность презента не всегда напрямую связана с его стоимостью: интересные решения можно найти как среди эксклюзивных сувениров, так и в ассортименте недорогой продукции. Например, для проведения промоакций банки могут заказать в рекламных агентствах стильные брелоки со встроенным детектором валют, симпатичные зажигалки, брелоки и копилки в виде различных монет или слитков золота. Стоит нанести на них логотип, и эти относительно дешевые изделия станут отличным инструментом маркетинговых коммуникаций.
Также в форме слитка драгоценного металла могут быть выполнены и такие, казалось бы, повседневные устройства, как компьютерная мышь или USB-флешка. Выгравированный на этих сувенирах логотип банка будет ежедневно напоминать адресату подарка об организации, его преподнесшей. А если подобрать для такого подарка оригинальную упаковку, получатель презента почувствует себя владельцем настоящего клада морских разбойников, обязательно улыбнется и наверняка надолго запомнит название банка, преподнесшего этот интересный компьютерный аксессуар.
Безусловными лидерами в сегменте корпоративных подарков для банковской сферы на протяжении уже многих лет остаются портмоне, зажимы для купюр и различные футляры для кредитных карт. Причем банки могут подобрать сувениры, подходящие для любой категории клиентов и партнеров: сувенирные компании и рекламные агентства предлагают деловые аксессуары различных ценовых категорий – от недорогой продукции до эксклюзивных моделей мировых брендов.
Кроме того, среди «банковских» бизнес-сувениров заметное место занимают изделия-антистрессы. И это вполне объяснимо: работа специалистов, связанных с финансами, – дело довольно нервное. Это касается как сотрудников и руководителей банков, так и их клиентов и партнеров. Справиться со стрессом и забыть о проблемах в бизнесе помогут мягкие антистрессы в виде монет или оригинальные магнитные композиции.
Удачным бизнес-сувениром станет и шуточный десижн-мейкер (магический шар для принятия решений): на его гранях можно выгравировать, например, названия банковских программ – и подарок подскажет его получателю, какой из них воспользоваться.
Также клиентам и партнерам банка в качестве бизнес-сувенира можно преподнести стильные часы или подставку под ручки и канцелярские мелочи в виде банковского сейфа с логотипом финансово-кредитной организации.
В сегменте офисных аксессуаров, которые могут стать хорошими корпоративными подарками для банковской сферы, следует отметить и оригинальные калькуляторы. Такие изделия могут быть укомплектованы USB-хабом, колонками и/или отделениями для канцелярских мелочей.
В преддверии Нового года большой популярностью пользуются елочные украшения. Рекламные агентства и сувенирные компании, разрабатывая бизнес-сувениры и подарки для банков, конечно же, подготовили множество интересных решений, удачно сочетающих новогоднюю и банковскую тематики. Это могут быть оригинальные новогодние елки, украшенные игрушками в форме знаков различных валют, или, например, елочные шары, внутри которых разместились фигурки Деда Мороза, освоившего профессию банкира.
Подарок для «большого босса»
Наиболее сложная категория получателей подарков – это владельцы, руководители и топ-менеджеры предприятий. Сотрудникам, выбирающим сувениры для этой категории представителей банковской отрасли и для директоров компаний – клиентов и партнеров финансово-кредитных организаций, приходится изрядно потрудиться, чтобы не ударить в грязь лицом.
Найти подарок, который понравится «большому боссу», – задача не из простых. Удивить и порадовать людей, у которых есть практически все, очень сложно: банальный сувенир обязательно окажется в коробке с сотней подобных предметов, а значит, «подарочный» бюджет будет потрачен впустую, и рекламный эффект окажется минимальным. И даже заоблачная стоимость такого неинтересного подарка не спасет положения.
Совсем по-другому получатель презента отнесется к чему-то оригинальному. Такой сувенир оценят, запомнят, покажут друзьям и коллегам. Именно поэтому в категории VIP очень популярны символические подарки. При этом, несмотря на серьезность банковского бизнеса, топ-менеджеры и владельцы финансово-кредитных организаций, а также руководители компаний, которые являются их клиентами, – люди, безусловно, обладающие хорошим чувством юмора. Просто обычно они прячут его за маской серьезности. А снять ее помогут шуточные эксклюзивные подарки.
Лучший подарок для клиентов
Очевидно, что выбор подарков для клиентов и партнеров финансово-кредитных организаций, не ограничивается изделиями банковской тематики: сувенир может соответствовать той отрасли, в которой работает получатель подарка. В ассортименте рекламно-сувенирной продукции можно найти изделия, специально разработанные для различных сфер бизнеса – для транспортных, туристических, автомобильных, телекоммуникационных компаний, для предприятий, работающих в нефтегазовом секторе, для медицинских и образовательных учреждений и для организаций многих других сегментов рынка. Кроме того, рекламные агентства и сувенирные фирмы предлагают интересные бизнес-сувениры и подарки, не ограниченные спецификой какой-либо отрасли – солидные настольные приборы, оригинальные часы, компьютерные аксессуары, яркие футболки, сумки, папки, необычные статуэтки, изящные предметы интерьера, а также деловые аксессуары известных брендов.
Если же банк хочет подарить на Новый год своим клиентам или партнерам что-то совершенно неповторимое, на помощь придут сувениры, изготовленные по индивидуальному проекту. Благо современные технологии позволяют воплотить в металле, пластике, коже и других материалах любые, даже самые смелые идеи заказчика. В этом случае выбор подарка ограничивается лишь фантазией заказчика и его финансовыми возможностями.