Главная Мнения Игорь Чижов: "И что дальше?"

Игорь Чижов: "И что дальше?"

29.07.2010 в 12.25 2534Просмотров: 2534 0Комментариев: 0
генеральный директор ЗАО "Прагматика", об уровне рентабельности рынка в целом...







Игорь Чижов, генеральный директор ЗАО "Прагматика", об уровне рентабельности рынка в целом...




В целом, ранее я выступал на конференциях и в публикациях по серьёзным, но только частным вопросам (например, по теме ценовой конкуренции). Но есть первоочередная проблема, которая затрагивает в целом всю отрасль, но о которой практически никто не говорит! Я имею в виду «уровень рентабельности рынка в целом». Давайте посмотрим, что здесь творится т.к. считаю, что наступает переломный момент: налицо самораскручивающийся тренд понижения рентабельности рынка бизнес-сувениров. Предлагаю рассмотреть ситуацию на самом простом и самом распространённом примере: работа по каталожной продукции.

Так как продажи бизнес-сувениров идут между организациями и компаниями, то значит, что мы работаем на промышленном корпоративном рынке (B2B). Здесь бизнес-сувениры используются, в первую очередь, как один из маркетинговых инструментов прямых продаж. Общеизвестно, что многие закономерности, технологии, принципы принятия решений на рынке B2B отличаются от рынка B2C. И для рынка B2B далеко не однозначно утверждение, что будто бы "невидимая рука рынка всё расставит на свои места с помощью конкуренции" или что «цена сформируется через уравновешивание спроса и предложения».

На наш рынок некорректно переносить опыт с соседнего канцелярского рынка, где есть практически классическая эластичность спроса (снижение цены приводит к увеличению объёмов продаж через розничные магазины в штуках). На рынке B2B за счёт снижения цены можно только перехватить заказ у конкурента путём уменьшения его общей стоимости - но не увеличить количество штук в заказе и количество заказов! (Если у заказчика в течение года - три дилерских конференции со 100 участниками, то раздатки он будет заказывать три раза по 100 штук, даже если общую стоимость заказа снизить хоть в 2 раза!) Т.е. имеется постоянная и фундаментальная ошибка в работе "сувенирных агентств": перенос технологий продаж с рынка B2C на рынок B2B.

Многие начиняют это понимать. Но останавливаются только на понимании проблемы, «умном» её обсуждении с коллегами - без каких-либо практических выводов. И продолжают использовать «жесткие игры с ценами» и, в первую очередь, для «захода к клиенту». Они не стесняясь заявляют, что будут работать «в ноль». Например: одно из екатеринбургских РА даёт заказчику в Тюменской области скидку 23% на ежедневники при том, что само имеет только 30%.

Но вот вопрос - в ноль ли они будут работать? А может быть, в минус? Давайте посмотрим.

Работа на минимуме наценки объясняется, зачастую, известной хрестоматийной рекомендацией из управленческого учёта: если есть избыточные производственные мощности, то нужно закладывать в заказ маржу, которая хотя бы покрывала прямые переменные расходы (которые впрямую можно отнести на заказ). Посмотрим эти прямые расходы на исполнение заказа (как доля в общей сумме заказа):

- сдельная часть зар.платы менеджера по продажам - 1-5%;

- логистика (доставка от поставщика, хранение, складская переработка) - 3-5%;

- налоги, которые ЗАВЕДОМО не могут быть менее 5-7% от объёмов продаж (если кто-то не согласен - готов показать).

Итого прямые накладные расходы в среднем составляют не менее 9-17%. Уже сумма впечатляет! А сколько составляют постоянные общефирменные расходы (постоянная часть ФЗП, аренда, коммуникации, продвижение...) в общей выручке? Понятно, что позаказное распределение этих расходов для точного расчета себестоимости исполнения конкретного заказа сложно и неоднозначно и в зависимости от конкретных условий эта доля может быть разной. Но для нашего бизнеса уж точно не меньше 10% (а реально - существенно больше). То есть, в целом понятно, что переменные и постоянные накладные расходы в целом в сумме выручки по заказу составляют не менее 15-25%!!! Таким образом, исполняя заказ под 5-10% маржи, РА тем самым покрывает только часть накладных расходов по этому заказу за счёт других более маржинальных заказов. К чему это приводит? К снижению в целом рентабельности деятельности фирмы и «проеданию» заработанной прибыли. Вроде бы это очевидно. Но почему же это происходит сплошь и рядом? У меня только одно объяснение данной ситуации: все "сувенирщики" - малые предприятия с практически поголовной финансовой неграмотностью (мы все, и я в том числе: физики, металлурги, химики, историки, дизайнеры, журналисты и т.д. без экономического образования да ещё с апломбом на непогрешимость).

Вторая (помимо ошибок в управленческом учёте) главная причина «понижения рентабельности рынка» - это наивность и вера в то, что сегодня цену можно резко снизить, а завтра - повысить. Здесь приведу опять же классический пример продаж на Урале на рынке B2B ручек Parker и Waterman. В 2005-2006 годах, когда эти бренды принадлежали Gillette, любой корпоративный заказчик у уральского дистрибутора мог купить одну ручку со скидкой 45% (при том, что мы - дилеры, закупали со скидкой 50%). В результате все крупные клиенты, зная о данной ситуации, требовали от нас таких же скидок. А нам это было не выгодно, мы скидки не давали и был получен абсолютно прогнозируемый результат: наш объём закупок этих брендов упал с 238.000$ в 2005 году до 15.000$ к 2008 году! Такая ситуация не только в нашей компании: сейчас новые владельцы этих брендов предпринимают титанические, абсолютно правильные действия - но им ещё работать не менее 3-5 лет, чтобы сделать вновь эти бренды выгодными для продаж через компании, аналогичные нашей.

Еще один, вроде бы частный, пример из этой же серии: одно из РА, чтобы зайти к заказчику и выиграть тендер на 10.000 штук недорогих ручек даёт скидку более 20%. Но потом заказчик уже и 100 ручек требует с этой же скидкой (и здесь советы «а вы скажите заказчику, что скидка зависит от тиража» - только пожелания! Заказчик уже понимает, какую скидку он может «отжать» на рынке и просто обязан это сделать).

На всю эту безрадостную картину накладывается ещё и «ценовой экстремизм» клиента. Один очень эффективный и авторитетный на Урале ТОП-менеджер заказчика заявляет: «я буду сталкивать лбами РА - пусть снижают цены, чтобы получить заказ!». На моё возражение, что «победитель через несколько циклов таких продаж умрёт» отвечает: «придёт новый!». Я понимаю этого руководителя: его задача - получить для своей организации товар по минимальной цене. И у него нет задачи - обеспечить долгосрочную и рентабельную работу РА: каждый отвечает сам за себя.

Показанные мной некоторые примеры вроде бы частные в каждом конкретном случае, но они ежедневно тиражируются в разных регионах России. Можно привести ещё множество примеров, подтверждающих общий понижательный тренд рентабельности нашего рынка в целом.

Куда же будет развиваться рынок, на котором для победы в конкуренции тупо используется в основном цена? Варианта два: либо мы удерживаем рентабельность рынка (любыми законными методами), либо ценовой конкуренцией рентабельность снизится до минимума. И тот факт, что в Европе, в Америке всё пошло по первому варианту, не значит, что и у нас так будет.

Не думаю что все крупные игроки не задумываются об этой проблеме. Задумываются, но только пока лишь задумываются и не предпринимают системных, ориентированных на долгосрочный период мер, которые касаются всех сторон работы: это и ценообразование, и система дистрибуции, и повышение управленческой квалификации... И здесь я считаю, что большая, если не главная роль вендоров. Их немного, их авторитет непререкаем. Но с кем они хотят остаться? С фирмами «стол-стул-телефон»?

Я бы ситуацию даже максимально ужесточил: у нас, дилеров, есть возможность в течение полугода "спрыгнуть" с малорентабельного (убыточного) направления, а вот как вендоры будут "спрыгивать"? Цинизм сегодняшней ситуации как раз в том, что либо мы как-то договариваемся, либо все - в рассыпную.

И вот цитата, очень близкая к обсуждаемой теме:

«М. ГАЙДАР - А вы ожидаете, что у нас будет дефляция?
А. ПРИВАЛОВ - Я очень жду, что ее не будет. Но если мы вляпаемся в дефляционную спираль, я думаю, что мы поймем, что инфляция была не так страшна, как нам рассказывали.
М. ГАЙДАР - А чем страшна дефляция?
А. ПРИВАЛОВ - А тем, что это очень долго, трудно преодолеваемый застой. У людей нет денег, они предъявляют маленький спрос. Пытаясь хоть что-нибудь им продать, производители снижают цены. Снижая цены, получают еще меньше денег, возможности для развития. Это спираль, которая конца не имеет. Это тихо умирающая экономика. Из нее надо будет чем-то вытряхиваться. Строго между нами, упрощая некоторые детали, из большой дефляционной спирали в 20 веке мировую экономику вышибла только Вторая мировая война.»

Вот так, господа! Время определяться...

Если мы понимаем проблему и готовы с ней бороться, то предлагаю обсудить её открыто. Но нужно понимать, что в одиночку - не справиться.

P.S.: Я, в свою очередь, в следующей статье предложу обсудить очень жёсткие (но законные) средства борьбы с ценовой конкуренцией.

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные интервью Сувенир.Сегмент.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza