Главная Мнения Когда и почему случится вторая индустриализация

Когда и почему случится вторая индустриализация

22.08.2014 в 11.15 908Просмотров: 908 0Комментариев: 0
«Мобильность вещей»: промышленное производство вернется назад на свою родину – в страны Европы и Северной Америки, на расстояние одного шага от конечного потребителя. А вот из Азии производство уйдет – ее ждет деиндустриализация.

Юрий Аммосов, советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ: «Через 15–20 лет покупать сантехнику, посуду, игрушки или мебель нового поколения мы будем либо через интернет, либо выбирать в бывших магазинах, которые превратятся в шоурумы, содержащие только образцы товаров»

Как я писал ранее, в докладе Аналитического центра было выделено «четыре мобильности», которые могут революционно изменить будущее в среднесрочной перспективе. Третья по счету мобильность из нашего доклада – это «мобильность вещей», возможность кардинально изменить производство товаров и переместить его предельно близко к потребителю. Делают возможной эту мобильность технологии трехмерной печати и робототехники.

Термин «трехмерная печать» скорее публицистический, в науке и промышленности его рассматривают как частный случай так называемого аддитивного производства. Традиционное производство преимущественно основано на субтрактивной обработке материала («убрать все лишнее»): выпиливание, фрезование, сверление. Аддитивное производство представляет собой технологию формирования объекта из порошка, жидкости или расплава – литье, штамповка, ковка. В трехмерную печать включают четыре основные технологии: стереолитография (SLA), послойное наплавление (FDM), выборочное лазерное спекание (SLS/SLM/EBM) и 3D-печать (3DP). Их общее свойство – метод создания предметов желаемой формы. Предмет изготавливается из гомогенного сырья на управляемой компьютером установке посредством выборочного затвердевания, наплавления, выдавливания, спекания или проклейки в соответствии с трехмерной моделью (такие установки неофициально называются трехмерными принтерами). SLA и FDM печатают только специальным пластиком, SLA использует фотополимер, SLS и аналоги могут печатать как пластиком, так и металлом. В отличие от традиционных методов трехмерная печать способна обеспечить создание предметов практически любой формы и с контролируемой внутренней структурой без раковин, заусенцев, литейных швов и других микродефектов.

3D ушло в народ

Массовое распространение трехмерной печати последних лет, как это ни удивительно, связано не с тем, что мы научились делать устройства для трехмерной печати. Эта технология доступна уже с начала 1990-х годов. Причина, как это часто бывает, имеет не технологический, а юридический характер: ключевой патент на технологию FDM, наиболее пригодную для массового использования, был выдан в 1992 году, и в 2009 году истек. Как результат, FDM-принтеры стремительно пошли в народ и принесли трехмерной печати не только известность, но и массовость – пока только среди инженеров, дизайнеров и любителей-умельцев, но это только начало. В этом, 2014 году кончается патентная защита технологии SLS. Хотя ее владельцы и принимают все меры, чтобы еще немного протянуть свою монополию – скоро SLS-принтеры будут производиться не только их единственным разработчиком.

Если темп совершенствования технологий останется прежним, то через несколько лет трехмерная печать сможет создавать качественные и сложные предметы из любых материалов в любой комбинации и по ценам, близким к ценам современного промышленного производства. И с этого момента начнется множество очень интересных изменений, которые мы назвали второй индустриализацией.

Самые смелые аналитики считают, что трехмерная печать изменит производство запасных частей к технике, особенно уникальных и пользующихся малым спросом. Мы считаем, что это серьезная недооценка истинного потенциала трехмерной печати. В 2015–2025 годах спрос на установки трехмерной печати будет чем дальше, тем больше исходить от малого и среднего бизнеса, который будет использовать трехмерную печать для изготовления товаров на продажу.

Технология SLS уже позволяет создавать товары массового спроса, которые производятся из относительно однородного материала в основном путем придания ему формы и объема. Например, сантехническое оборудование (ванные, раковины, унитазы и так далее), посуду, как одноразовую, так и многоразовую, детские игрушки, не требующие сложной сборки, и мебель (если вы на этом месте решили, что правительственные аналитики сошли с ума, то с нами с ума сошел и Филипп Старк, который в этом году открывает магазин трехмерной печатной мебели в Сан-Паулу, Бразилия).

Грядущее возвращение производств

В этой новой индустрии достаточно быстро сложится разделение труда между создателями трехмерных моделей и операторами трехмерной печати. Инженеры-проектировщики и дизайнеры будут не столько делать дизайн-проекты на заказ, сколько создавать библиотеки шаблонов товаров, позволяющие их почти неограниченную кастомизацию. А операторы, новые купцы от трехмерной печати – назовем их «трехмерные печатники», будут продавать печатные товары. И конкурировать с традиционным производством они смогут очень эффективно – во-первых, предлагая товары на заказ уникальной формы и вида (кто-то сможет получить диван в форме морской раковины, а кто-то захочет унитаз в форме головы начальника), а во-вторых, выиграв в себестоимости за счет логистики – доставки и склада.

Покупатель получает и индивидуальность, и скорость – и экономию. Экономия будет особенно очевидна на предметах домашнего обихода, где традиционные материалы (керамика и дерево) значительно увеличивают конечную стоимость товара. Допустим, что печатный стол или кресло в сравнении с традиционным аналогом, изготовленным по старинке и прошедшим длинный путь доставки от исходного производителя к потребителю, при том же внешнем виде и ощущениях (или очень близком виде и ощущениях) будет стоить в пять – десять раз дешевле. Тогда традиционная мебель, сантехника и посуда превратятся в нишевые предметы роскоши почти так же быстро, как стала роскошью печатная фотография, которую за 10 лет полностью вытеснила цифровая безбумажная фотография.

В результате через 15–20 лет покупать сантехнику, посуду, игрушки или мебель нового поколения мы будем либо через интернет, либо выбирать в бывших магазинах, которые превратятся в шоурумы, содержащие только образцы товаров. Трехмерный печатник будет принимать заказ, обеспеченный цифровой трехмерной моделью товара, и изготовлять его там, где это целесообразно. Например, посуду может оказаться наиболее эффективным печатать в мастерской печатника вместе с упаковкой и доставлять покупателю с курьером. Громоздкие и сложные в установке предметы домашнего обихода, например шкаф, диван или ванную, печатник сможет напечатать непосредственно в помещении клиента в месте, где они подлежат установке, используя принтеры большого размера, пригодные для быстрой сборки, разборки и транспортировки.

К концу десятилетия 2015–2025 годов мы оцениваем количество новых рабочих мест в странах ОЭСР в области товарной трехмерной печати в количестве от 120 до 300 тысяч. Это будут в основном высокотехнологичные места – например, дизайнеры трехмерных объектов, инженеры трехмерных объектов, операторы трехмерной печати, техники, обслуживающие установки трехмерной печати. И это еще не считая рабочих мест у производителей установок и материалов трехмерной печати!

А затем мы научимся дешево печатать одновременно из пластика и металла несложные электронные устройства и собирать их с помощью роботов-сборщиков. Используя библиотеки новейших алгоритмов машинного зрения, движения и оптимизации, роботы смогут гибко и почти без участия человека перестраиваться на сборку почти любых устройств. Роботы смогут собирать мелкосерийные или уникальные сложные товары из изготовляемых тут же компонентов быстро и практически бесплатно. Роботы смогут собирать и сложные неэлектронные устройства (например, механические товары, инструменты, игрушки и т.д.). С этого момента в число печатных товаров войдет потребительская электроника.

Вот что такое вторая индустриализация. Промышленное производство вернется назад на свою родину – в страны Европы и Северной Америки, на расстояние одного шага от конечного потребителя. А вот из Азии производство уйдет, ее ждет деиндустриализация.

В странах Восточной и Юго-Восточной Азии, где сейчас сосредоточено производство сантехники, посуды, детских игрушек и мебели, уровень механизации производства этих товарных групп отстает от возможностей современной технологии, особенно на этапе сборки. Самые трудоемкие операции производства обеспечивают гражданам этих стран сотни тысяч рабочих мест, в основном низкооплачиваемых. В течение 2015–2025 годов до 70% этих рабочих мест могут прекратить существование.

Страны-производители также утратят существенную долю своего валового национального продукта. Только КНР лишится от 300 до 500 млрд долларов США экспорта в развитые страны. Пострадает и международная транспортная отрасль – в основном морские контейнерные перевозки на маршрутах Восточная Азия – США и Восточная Азия – Европа. Сантехника, посуда, мебель, игрушки – все это громоздкие и хрупкие товары, ценные своей формой. Контейнеровозы с ними в основном перевозят воздух и упаковку. А значит, упадет объем перевозимых грузов. Доля этих товарных позиций в общем экспорте готовых товаров КНР составляет почти 4%. Международный товарооборот по направлениям Восточная Азия – США и Восточная Азия – Европа составил в 2012 году соответственно 20 млн TEU и 20 млн TEU. Значит, потери международного товарооборота могут составить до 2,5 млн TEU – 6,25% от общего товарооборота.

И это – только пока мы не научимся печатать электронику. А потребительская электроника – это 4 триллиона долларов экспорта Китая. Трехмерная печать и роботизированная сборка, по нашей оценке, могут сократить объем этого экспорта на сумму от 2,5 до 3 трлн долларов США.

В этих обстоятельствах страны Восточной Азии смогут удержать за собой только рынки электронных и механических компонентов, производство которых будет или очень сложным технически (например, микропроцессоры), или экологически вредным (например, производство полупроводниковых компонентов), или достаточно стандартизированным, чтобы по-прежнему быть экономически эффективным для массового производства (например, электромоторы, винты, источники света и т.д.).

Все остальное производство покинет Азию и вернется в Европу и США. Вероятно, в этой ситуации развитым странам придется принять меры против социального взрыва в странах Восточной Азии. Стабильность в этом регионе – в общих интересах. А утрата 70 процентов рабочих мест и ВНП ее пошатнет так, что восстание тайпинов или ихэтуаней может померкнуть на фоне нового возмущения народов Азии неудержимой деиндустриализацией.

Где же место России в этом новом трехмерном мире? Пожалуй, эта ситуация нам в целом выгодна. Великая реиндустриализация приведет не только к созданию новых рабочих мест, но и к производству на экспорт цифровых моделей товаров, производимых российскими инженерами и дизайнерами. Мы вполне можем ворваться на этот рынок и стать поставщиками новых фантастических дизайнов и устройств в цифровой форме для всего мира. Конечно, новый рынок цифровых товаров будет высококонкурентным и потребует значительных многолетних инвестиций в развитие как инженерных, так и творческих профессий в Российской Федерации.

В начале XX века русский авангард был катализатором художественного развития всего мира. Российский и советский кинематограф и театральное искусство сформировали классическую библиотеку выразительных средств мирового кинематографа и сцен, используемых и сейчас. Где был бы мир без Дягилева, Эйзенштейна, Малевича, Кандинского? А кто построил первую башню-гиперболоид? Наш инженер Шухов. И кажется, человечество до сих пор не отказалось от мечты построить существующую пока лишь в моделях и чертежах «башню III Интернационала» Татлина. Почему мы не можем дать человечеству новое вдохновение в новом мире?!

Нет никаких оснований думать, что в эпоху второй индустриализации Россия не сможет стать мировым лидером в разработке и дизайне устройств и вещей, которые еще находятся за гранью человеческого воображения, но станут технически возможными в ближайшие годы. Захочет – станет! И вы меня никогда в этом не переубедите.


Юрий Амосов, советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ

www.slon.ru

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные интервью Сувенир.Сегмент.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza