Текстильная фабрика в Нанхай |
Растущие цены, структурные изменения, правовые ограничения, колебания курса валют и жесткая конкуренция – вот что характеризует последние пару лет рынок промопродукции Юго-Восточной Азии. Для импортеров это означает одно: бизнес в этом регионе становится все более и более сложным.
Самое позднее к 2025 году, а может, и на пять лет раньше, в Китае уже не будет достаточного числа рабочих, готовых работать на заводах и фабриках, на стройках и рудниках за минимальную плату. Об этом говорят результаты исследования, которое провели два экономиста из Международного валютного фонда (МВФ) в 2013 году. По данным, собранным специалистами из Азиатского департамента МВФ Митали Дас (Mitali Das) и Папа Н'Диайне (Papa N’Diaye), заработная плата увеличится так резко, что Китай больше не сможет оставаться самой дешевой в мире производственной базой. Аналогичный прорыв сделала экономика Тайваня в 1980-х годах.
Не требуется серьезных познаний в экономике или демографии, чтобы правильно истолковать этот прогноз. Смерть «дешевого Китая» уже давно является предметом обсуждения в прессе. Отраслевые инсайдеры предсказывали это в течение долгого времени. Иностранные компании тоже уловили тенденцию.
– Цены росли в течение многих лет, и это сказалось на всех игроках рынка, – сказал Майкл Вейссенрайдер (Michael Weissenrieder), генеральный директор международного поставщика промопродукции Global Brand Concepts. – В то же время ключевые клиенты наконец признали, что производство в Китае больше не означает дешевизну. И крупные игроки из числа наших клиентов начали подстраиваться под ситуацию.
В то же время немало сложностей свалилось на головы импортеров. В частности, в связи с ростом заработной платы, которая, по данным Торгово-промышленной палаты ЕС, в настоящее время в Китае растет быстрее, чем ВВП.
– Расходы по заработной плате продолжают расти чрезвычайно быстро – речь идет об увеличении на 18% в год, – сообщил Оскар ван дер Спруит (Oscar van der Spruit), генеральный директор голландской импортной компании Intraco.
– Даже если в некоторых сегментах ситуация несколько стабилизировалась, например, в вопросе цен на сырье, заработная плата по-прежнему стремительно растает, – прокомментировал Дейдерик ван Стирум (Diederik van Styrum), управляющий директор Xindao.
– Растущий уровень заработной платы в Китае – по-прежнему большая проблема. Тем не менее продукция все так же пользуется спросом, поэтому мы вынуждены искать решения. Например, целенаправленные закупки и более плотное партнерство с поставщиками, – подтвердил Кристоф Ашхаммер (Christof Achhammer), региональный менеджер немецкоговорящих рынков Mid Ocean Brands Germany. – Благодаря этим мерам мы недавно смогли значительно снизить цены на почти 250 товаров в нашем ассортименте.
– Чем более трудоемкий продукт, тем более высокую стоимость приходится закладывать. – добавил Мейнхард Момбауер (Meinhard Mombauer), исполнительный директор LM Accessoires. – Например, чрезмерно дорого обходится ручная полировка металлических элементов. За последние годы цена на некоторые товары возросла вдвое. Не говоря уже о том, что на Дальнем Востоке становится все труднее найти соответствующих специалистов для многих и вполне определенных видов работ.