Растущие цены, структурные изменения, правовые ограничения, колебания курса валют и жесткая конкуренция – вот что характеризует последние пару лет рынок промопродукции Юго-Восточной Азии. Для импортеров это означает одно: бизнес в этом регионе становится все более и более сложным.
Продолжение. Первую часть статьи читайте здесь.
Эксперты Азиатского департамента Международного валютного фонда (МВФ) Митали Дас (Mitali Das) и Папа Н'Диайне (Papa N’Diaye) прогнозируют, что к 2025 году в Китае уже не будет достаточного числа рабочих, готовых работать на заводах и фабриках, на стройках и рудниках за минимальную плату. Смерть «дешевого Китая» уже давно является предметом обсуждения, и иностранные компании, работающие с КНР, уловили тенденцию.
Рынок промопродукции Поднебесной уже затронули структурные изменения, такие, как перенос производств в более отдаленные, и поэтому более дешевые, регионы Китая. А колебания курса валют заставляют импортеров загодя переводить свои операции в юани. Об этом мы рассказали в первой части статьи «Смерть Китая». Сегодня мы рассмотрим тенденции в области CSR, экспансию сайта Alibaba.com и подведем итог: чего же отрасли ждать от Юго-Восточной Азии?
Производство модулей памяти в Уси: в производстве электронных компонентов у Китая нет конкурентов |
CSR-тренд
Еще одна тема, которая держит серьезных игроков рынка в напряжении и ведет к росту цен, – проблема соответствия ожиданиям клиентов. Компании создают так называемые службы CSR (Customer Service Representative), ответственные за поддержание хороших отношений между предприятием и его потребителями. Эти службы отвечают на вопросы потребителей, решают проблемы и оказывают помощь в использовании продукции. Но в первую очередь, CSR гарантирует, что производство соответствует правовым нормам, а товар безопасен для потребления.
– Работа с клиентами и связанные с этим вопросы, такие как сертификация и аудит, являются объективной причиной роста цен, – пояснил Оскар ван дер Спруит (Oscar van der Spruit), генеральный директор голландской импортной компании Intraco. В ближайшее время требования предоставить соответствующие документы на продукцию станут нормой для многих заказчиков, а это значит, что данную практику необходимо внедрять и в Китае.
– Не стоит ждать чудес. Европе потребовались десятилетия, чтобы заставить эту систему работать, – заявил Кристоф Ашхаммер (Christof Achhammer), региональный менеджер немецкоговорящих рынков Mid Ocean Brands Germany. – Но давление со стороны заказчиков растет и налицо уже первые его результаты.
– Далеко не все заводы и фабрики Китая сертифицированы в соответствии с Европейскими нормами, – подтвердил слова коллеги Мейнхард Момбауер (Meinhard Mombauer), исполнительный директор LM Accessoires. – По факту, большинству из них до этих стандартов – как до Луны! Но многие начинают следовать тренду, так как для них это единственный шанс продать хоть что-нибудь. Этому способствует и эволюция китайского законодательства, в котором уже закреплено множество проблемных точек: минимальный уровень заработной платы, противопожарная безопасность производства и запрет на использование детского труда.
Правда, остается одна проблема, решение которой пока невозможно. Речь идет о допустимой длительности рабочего дня.
– Для многих фабрик нет иного выбора, кроме как продлевать рабочий день далеко за рамки, допустимые законом, – рассказал Дейдерик ван Стирум (Diederik van Styrum), управляющий директор Xindao. – Сотрудники часто вынуждены работать сверхурочно, а власти смотрят на это сквозь пальцы. Если бы все соблюдали трудовые нормативы, то цены моментально бы взлетели на 20%.
Понятно, что законы и сертификаты сами по себе не гарантируют соблюдения этичных условий труда или безопасности выпускаемой продукции, так как далеко не все участники рынка играют по правилам. Это приводит к извращенной конкуренции.
– Несколько лет назад, когда, если говорить на чистоту, никто всерьез не задумывался о потребительском контроле, все участники рынка закупали продукцию на одной и той же фабрике, – напомнил ван дер Спруит. – А сегодня мы имеем дело с огромным «серым» полем бизнеса, а черные овцы есть и на стороне производителей, и заказчиков. Сертификат соответствия проще купить. И как поступить в этом случае – действовать в рамках этики или погнаться за фантастической прибылью – решают сами хозяева фабрик. Компании, которые ответственно отнеслись к CSR, оказываются в заведомо невыгодном положении.
– Мы поддерживаем Кодекс деловой этики, утвержденный European Promotional Products Association (EPPA), потому что далеко не все коллеги играют по правилам, часто – по незнанию, – продолжил он. – Недавно я встречался с клиентом, который самостоятельно напрямую разместил заказ в Китае. На мой вопрос, запрашивал ли он сертификационную документацию у поставщика, он ответил, что никогда ни о чем подобном не слышал.